Послание Прелата (14 февраля 2017 г.)

"Мне хочется, чтобы, читая эти строки, вы ощутили себя причастными к итогам Генерального Конгресса, который прошел в Риме в прошедший месяц января".

Пастырские Письма
Opus Dei - Послание Прелата (14 февраля 2017 г.)

Возлюбленные, да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!

1. Я очень хотел снова написать вам, и на этот раз рассказать обо всем более подробно. Мне хочется, чтобы, читая эти строки, вы ощутили себя причастными к итогам Генерального Конгресса, который прошел в Риме в прошедший месяц января. Пишу, потому что так же, как и отец Хавьер в 2010 году, хочу, чтобы вы почувствовали ношу Дела, душ и ответственность за развитие нашей маленькой семьи. Вместе с Церковью мы ожидаем, как говорил Святой Павел, примирения мира с Богом (ср. 2 Кор 5, 19). Это великая задача, которую нам не решить без божественной благодати.

Как я уже писал вам в своем первом письме, как отец этой частички Церкви, нам причитается работать во искупление, освящать наше время, понимать других и разделять их стремления. Неправда, что все люди нашей эпохи, абсолютно все, остаются закрытыми или равнодушными к тому, что говорит христианская вера о судьбе и бытии человека. Неверно, что люди нашего времени заботятся только о земном и не хотят смотреть на небо. Конечно, нет недостатка в сторонниках закрытых идеологий. Наша эпоха знает малодушие и великие замыслы, трусость и героизм, благородство и уныние. Одни мечтают о новом мире, более справедливом и человечном; другие по-прежнему упорствуют в своих заблуждениях или, быть может, разочарованные провалом своих идеалов, ищут убежище в эгоистическом стремлении к личному комфорту.

Всем этим людям, где бы они ни находились, в час триумфа или провала, мы должны напоминать ясную и торжественную весть Святого Петра, провозглашенную вскоре после Пятидесятницы: Иисус есть краеугольный камень, Спаситель, вся наша жизнь, ибо вне Его нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Мф 9, 36)[1].

Все с Петром к Иисусу через Марию

2. Для Церкви, Папа – это Петр, который возвещает миру Христа, провозглашая радость Евангелия[2]. В первую очередь Генеральный Конгресс захотел вновь подчеркнуть наше сыновнее единство с Римским Понтификом и снова прибегнул к воззванию, которому научил нас Святой Хосемария - omnes cum Petro ad Jesum per Mariam[3].

Помимо всего прочего мы благодарим Папу Франциска за Юбилейный год Божественного Милосердия, за апостольский порыв, который он дарит всему миру, за его близость к людям, в особенности к самым нуждающимся. Мы также благодарим его за то, что в рамках своего служения Церкви, как Петра, он принял решение о беатификации дона Альваро. Конгресс также захотел выразить свою признательность Папе, за утверждение меня, как преемника Святого Хосемарии, Блаженного Альваро и отца Хавьера в Деле, назначив Прелатом Opus Dei. Я уже писал вам, что был смущен, и в то же время рад за то единство, которое дарит нам Святой Дух, Любовь непреходящая. Я хочу жить для того лишь, чтобы каждый день быть добрым Отцом каждому, участвуя, несмотря не все мои слабости, в любящем отцовстве нашего Господа. Меня очень тронуло, что 1 февраля Папа написал мне письмо, в котором ободрял меня и вручал покровительству Девы Марии.

Строить на скале

3. Дети мои, чем же нам ответить на такое количество благодати? Возобновим наше желание верно воплощать и передавать дух Opus Dei таким, каким его передал нам Святой Хосемария. Укрепимся в глубоком смысле нашего сыновства во Христе, и, исполненные решимости, будем искать Бога в работе и повседневности нашей жизни, чтобы стать солью и светом мира (ср. Мф 5, 13-14). Христианское призвание поистине величественно. Оно ведет нас к мистическому уподоблению Воплощенному Слову. Святой Иоанн Павел II однажды очень решительно сказал об этом словами II Ватиканского Собора: «Через благодать, полученную в Крещении, человек участвует в вечном рождении Сына Отца, становится Богу названым сыном, сыном в Сыне»[4].

4. Отец Хавьер был хорошим сыном Господу, будучи верным сыном Святому Хосемарии. Эта верность была смыслом его жизни. Генеральный Конгресс благодарит Бога за жизнь и учение того, кто был нашим Прелатом с 1994 по 2016 год. Широко известно желание всех верных Прелатуры, членов Священнического Общества Святого Креста и Помощников, отметить особым образом любовь отца Хавьера к Церкви и к той части Народа Божьего, которой является Opus Dei. Отец Хавьер оставил нам богатый пример пастырской любви, которая выражалась в единстве с Святейшим Отцом и со всеми братьями епископской коллегии, в его радении о душах и заботе о больных и нуждающихся. Поэтому я уверен, что вас обрадует новость об общем мнении членов Конгресса и множества других людей, о сообразности сбора воспоминаний и свидетельств об отце Хавьере, о его самоотверженной жизни и учениях.

С другой стороны, Конгресс засвидетельствовал все то благо, которое приносят в разных странах процессы беатификации и канонизации верных Дела. А также важность частных молитв, помогая многим душам открыть для себя божественную любовь и радость христианской жизни в миру. Среди прочих, пример такой жизни дали достопочтенные Исидоро Сорсано и Монтсеррат Грасес. Господь, венчая заслуги свяых, тем венчает и дары Своей благодати[5]. Через святых мы прославляем Трисвятого Бога и обновляем наше стремления к святости, любви к Богу и нашим ближним в Нем.

5. Администрации центров Opus Dei - это, своего рода, «позвоночник»[6] Дела, чьей работой является апостольством апостольств. Конгресс еще раз подчеркнул решающую роль их работы для создания семейной атмосферы в Деле, и для того, чтобы помогать тем, кто приходит в наши дома, прикоснуться к этой реальности. Поблагодарим Господа за этот дар, прося Ему о благословении этой работы множеством призваний, и молясь о том, чтобы она послужила ярким примером ценности и достоинства работы по дому. Женщины в Прелатуре пересмотрят служение Администрации, в соответствии с настоящими обстоятельствами и потребностями, чтобы продолжать поддерживать домашнюю, семейную атмосферу и хороший тон, чтобы каждый центр стал для нас настоящей Вифанией.

6. Кроме благодарности тем, кто был Хранителями отца Хавьера, Конгресс также оценил поддержку, которую оказывают пожилые и больные верные, в радости и простоте принося свое положение, давая толчок евангелизации, которую Дело осуществляет во всем мире. Эта тихая поддержка, несомненно, включает в себя и опеку тех, кто о них заботится с любовью и в духе щедрого служения, согласно традиции, которую мы унаследовали от Святого Хосемарии. Это важная составляющая нашего семейного духа. Дети мои, очень многое зависит от того, как мы заботимся о престарелых и больных!

Генеральный Конгресс также выразил признательность вашим братьям и сестрам, которые на протяжении этих лет, оставляя родные края, начинали апостольскую работу в других странах. Наверно, вы помните, как часто отец Хавьер повторял, как много добрых людей ждет нас повсюду.

Задачи и вызовы формации на сегодня

7. Постоянная динамика апостольства, плод Святого Духа, всегда поддерживалась основательной формацией, которую Прелатура предлагает своим верным, в чем и заключается часть ее миссии (сделать из всего мира великую катехизацию)[7]. Конгресс захотел отметил некоторые из составляющих этой формации в настоящих обстоятельствах. С вашего позволения, в дальнейшем я перечислю их, чтобы в каждом регионе Прелатуры, в каждом центре, в каждой семье моих детей и в каждой душе, свет и сила благодати позволили нам увидеть, что еще мы можем сделать, и, главное, как мы можем улучшить то, что уже делаем.

8. Во-первых, мы размышляли о центральном положении личности Иисуса Христа. Мы хотим знать Его, любить Его и общаться с Ним. Поместить Иисуса в центр нашей жизни, значит углубиться в созерцательную молитву в центре мира и помочь другим идти путями созерцания[8]; заново, в новом свете, открыть антропологическую и христианскую ценность различных аскетических средств. Понимать человека в его целостности: ум, воля, сердце, отношения с другими. Взращивать внутреннюю свободу, которая поможет делать все с любовью. Помогать в размышлении, чтобы каждый открыл для себя то, что Бог от него просит и, с осознанием своей личной ответственности, принял решения. Питать надежду на Божью благодать, чтобы сойти на пути волюнтаризма и сентиментализма. Толковать идеал христианской жизни, не путая его с перфекционизмом и показывать, как уживаться со своими и чужими слабостями. Решиться, со всеми вытекающими из этого последствиями, ежедневно забывать о себе, уповая на надежду, основываясь на Богосыновстве.

Так мы укрепляем чувство миссии нашего призвания, вручая себя полностью и с радостью. Потому что мы призваны инициативно и непринужденно сделать свой вклад в улучшение этого мира и современной культуры так, чтобы последние стали частью Божьего плана для всего человечества: cogitationes cordis eius, помышления сердца Его, в род и род (Пс 33 [32] 11).

В этом смысле, всем должно быть доступно желание жить в Боге и, поэтому, отвергнуть материальные вещи. Свободные для любви: вот смысл нашего духа бедности, сдержанности и самоотверженности. Эти евангельские аспекты высоко ценятся Папой Франциском в его проповедях.

Кроме этого, наша любовь к Церкви сподвигнет нас на поиск ресурсов для развития апостольских работ и зарождения у людей профессиональных стремлений. И у студентов, исполненных великого желания стоить общество, и у тех, кто уже работает. Стоит, чтобы, с верными намерениями, они укрепляли святое стремление оставить свой след. В то же время, я призываю всех Нумерариев, с таким же профессиональным рвением иметь активную готовность к щедрому посвящению себя делам формации и управления.

9. Такая широкая панорама возможностей приглашает нас к обновлению нашего стремления расширяться, как и в первые годы существования Дела, чтобы нести радость Евангелия множеству душ, чтобы они ощутили притягательность Иисуса Христа[9]. Наш Отец говорил нам: если мы хотим, чтобы нас было больше, то мы должны стать лучше[10]. Я бы хотел, чтобы эти мысли возбудили в нас обновленное чувство срочности поиска призваний. Благодаря Божьей благодати, свободному и щедрому ответу людей, этих призваний будет много. Они будут такие, какими их захочет Господь – Нумерарии, Ассоциированные Члены, Супернумерарии и священники Священнического Общества Святого Креста.

Свобода и призвание. Вот два существенных измерения человеческой жизни, постоянно зовущие друг друга. Мы свободы в решении любить призывающего нас Бога. Бога, который есть любовь, вкладывающий в нас любовь, чтобы любить Его и любить других[11]. Эта любовь дает нам полное осознание нашей миссии, которая не есть случайное и спонтанное апостольство, но постоянное, берущее начало в призвании апостольство, как идеал всей нашей жизни[12]. Идеал любви к Богу и другим ведет нас к дружбе с другими людьми. Мы не совершаем апостольство, мы являемся апостолами! Так действует «Церковь в «исходе»», о которой часто говорит Папа, напоминая нам важность нежности и великодушия личностного контакта.

Этот «динамизм «исхода», который Бог хочет вызвать в верующих»[13]- это не какая-то стратегия, а сама сила Святого Духа, Любовь Несотворенная. У христианина, сына Божия, дружба и любовь - это одно и тоже: божественный свет, распространяющий тепло[14]. Настоящие обстоятельства евангелизации делают еще более необходимым, если можно так выразиться, больший приоритет личностному общению, отношениям, которые находятся в центре апостольства. Такой способ совершать апостольство Святой Хосемария нашел в Евангелии. Можно точно сказать, дети мои, что главным плодом работы Opus Dei является тот, что верные Дела обретают собственноручно, посредством апостольства личного примера и верной дружбы[15].

Давать и получать образование

10. При подготовке и во время образовательных мероприятий, нам радостно думать о изобилии плодов в душах, через возрастающую благодать Бога (ср. 1 Кор 3,6). Хорошо, если мы, ставя на первое место сверхъестественные средства, будем стараться говорить понятным языком, позитивно и обнадеживающе, с надеждой смотря на мир, в котором нам выпало жить, ведь это наше место встречи с Богом. Это стоит делать ради активного участия посещающих мероприятия, чтобы показать на практике, как дух Opus Dei загорается в семейной и общественной жизни, в которой, таким образом, развивается единство жизни: аутентичная христианская последовательность в том, что мы думаем, о чем молимся и как живем (ср. Ин 4, 24; Рим 12, 1; 2 Фес 3, 6-15).

11. Для братства, апостольства дружбы и доверительности, наряду со смирением, радостью и щедростью, некоторые добродетели также обретают большую важность. Становится необходимым искренний интерес к другим, что значит понимать, уважать и ценить различные мнения. Позитивный тон беседы позволяет лучше сосредоточиться на определенных вопросах. В конечном счете, как учил наш Отец, речь идет о том, чтобы быть сеятелями мира и радости[16], исправляясь, когда мы сеем скорее раздор, чем мир. Наши центры, дома Ассоциированных Членов, Супернумерариев и священников Священнического Общества Святого Креста, должны искриться в притягательном огне домашнего очага (ср. Пс 133 [132] 1; Ин 13, 34-35).

Вспомнить хотя бы спокойствие и мир, которые дарило одно только присутствие дона Альваро. Его жизнь была отражением его же учения: «Семейный дух так важен для нас, что каждый из моих детей несет его с собой. Этот дух так силен, что сращу же окружает нас своим присутствием, создавая атмосферу уюта домашнего очага, где бы мы не находились. Поэтому, быть одной семьей и чувствовать себя ее частью, не основывается на материальном аспекте сожительства под одной крышей, но на духе сыновства и братства, которые Господь захотел с самого начал для своего Дела»[17].

12. Я прошу Господа особенно позаботиться об образовании тех священников и мирян, которые осуществляют личное духовное руководство, чтобы они умели точно и с должным вниманием помогать другим. Благодатью Божьей, они должны щедро вручать себя ведению Святого Духа, который говорит в глубинах души (ср Мф 10, 20). Хороший пример и тщательное выполнение профессиональных, социальных и семейных обязанностей необходимо, чтобы помогать другим следовать за Господом. Наш Отец учил нас, что профессиональный престиж, рассматриваемый как истинное служение – это крючок ловца людей[18]. Вера дает разуму свет, а жизни – смысл, открывает новое измерение Жизни во Христе.

13. Следует особым образом давать профессиональное образование тем, кто участвует в руководстве апостольскими работами. Здесь имеется ввиду способность к управлению, руководство людьми и целыми командами. Огромная ответственность возлагается на укрепление христианской идентичности этих работ, качество их ведения и служение обществу. Коллегиальность – это не искусство без импровизации. Нужно уметь слышать, отказываться от своего мнения, делиться своими мыслями с другими и рассчитывать на лучшее, что может сделать человек.

В Церкви

14. Чтобы новая евангелизация принесла плоды, необходимо единство самих католиков между собой. Все больше ценить друг друга, как верных одной Церкви, и самых разных организаций внутри Нее – это часть миссии великой семьи детей Божьих. Главная задача нашего апостольского служения, лучшее доказательство нашей веры - это забота о поддержании в Церкви атмосферы истинной любви[19]. Для этого нужно укреплять, всякий раз нужным способом, отношения с людьми из других Церковных организаций и движений, преодолевать возможные недопонимания и молиться за начинания, осуществляемые ими, проявляя таким образом общее смирение.

15. Помощь, предлагаемая священникам и семинаристам, также имеет огромную важность для блага Церкви и общества. Ассоциированные члены и Супернумерарии Священнического Общества Святого Креста, в полноте разделяя призвание к Делу, стоят в первых рядах и играют ключевую роль в образовании новой динамики апостольства, при этом полностью подчиняясь своему Епископу и в контексте своего пастырского служения. Обычно они полностью посвящают свое служение епархии, в которую инкардинированы, и которую они должны любить все больше и больше.

Все верные Opus Dei призваны молиться о Епископах и священниках из своего окружения, относиться к ним с любовью и почитанием, а также сотрудничать, всегда, когда это возможно, в освящении их профессиональной работы и семейных обязанностей.

Священникам я только лишь напомню слова Папы о таинстве Исповеди: будем же принимать всех, станем свидетелями нежности Господа, всегда стараясь помогать в размышлении, будучи понятными, всегда готовыми, благоразумными и щедрыми. Преподнесем таинство бесконечного Милосердия Божьего в щедрости наших сердец[20].

Хорошо было бы продолжить ободрять некоторых верных Прелатуры, Помощников и молодых людей в свободном и ответственном сотрудничестве, когда речь идет о катехизациях, встречах перед венчанием, общественных мероприятиях, в приходах и везде, где это необходимо. Здесь всегда имеется ввиду помощь, соответствующая их статусу мирян и мирянской ментальности, и чтобы это никоим образом не зависело от руководства Прелатуры. С другой стороны, я хочу особым образом отметить монашествующих, которые так много сделали и делают для Церкви и всего мира. Кто не любит и не почитает монашествующих, тот мне плохой сын[21], говорил нам наш отец. Кроме того, меня радует мысль о том, как много монашествующих и епархиальных священников открыли свое призвание под опекой Дела.

Чтобы лучше служить Церкви и бережнее помогать душам, Генеральный Конгресс поручил найти, креативно и учитывая конкретные ситуации, лучшие способы координирования апостольских работ. Например, объединение некоторых центров Opus Dei поможет сберечь силы и подарить семейную жизнь, полную радости и любви. Или же, образование новых точек опоры, таких как временные пункты, организованные в соответствии с обстоятельствами, чтобы предлагать образовательные мероприятия там, где находятся люди: в городских центрах, где люди много работают, там, где разрастаются города, в школах и университетах, например.

Новые апостольские цели

16. Генеральный совет принял решение повторить призыв Конгресса 2002 года, который отец Хавьер сформулировал так: "новая культура, новое законодательство, новая мода, соответствующая достоинству человека и его предназначению для славы детей Божьих в Иисусе Христе"[22]. Все верные Прелатуры, ребята Св. Рафаила и Помощники должны чувствовать себя главными героями этой новой культуры, преодолевающей современный релятивизм. Это требует от каждого, по мере его возможностей, глубокого образования: общего, профессионального, доктринального, и решительного участия в обсуждениях и собраниях, а также открытости взглядов, которая позволяет общаться со всеми без исключения.

Необходимо обладать и определённым авторитетом, который достигается, когда мы всерьёз воспринимаем других. А также дар языков, приобретённый с желанием постоянного обновления. Таким образом христианский взгляд на реальность становится убедительным, ведь принимается во внимание беспокойства наших ближних, не принижая их достоинства и не впадая в монолог. Уважение к достоинству каждой личности, несмотря на её ошибки, и уважение общего блага, мирной и ответственной работы вместе с нашими согражданами, делает очевидной красоту и привлекательность христианских идеалов в самых разных сферах общества.

17. Чтобы понять сложность некоторых аспектов социальной жизни необходима помощь экспертов. Например, в таких областях, как: использование современных информационных технологий, ведение образовательных начинаний, связи организаций с общественностью, управление студенческими проектами, руководство больницами и клиниками, социальными проектами, создание и поддержание благотворительных фондов. Требование профессиональной компетенции является частью мирянской ментальности и идёт в ногу с священнической душой: совершенствовать творение и быть соискупителями.

Чтобы развивать новую культуру необходимо дать формацию экспертам, которые, руководствуясь верным критерием, смогли бы помочь обратить внимание, основываясь на христианской антропологи, на особенно сложные вопросы. Вопросы пола, равенства, совести, религиозной свободы, свободы выражения, биоэтики, способов общения. Лучшим местом для изучения этих тем являются университеты и исследовательские центры.

Кроме того, следует смело и вдумчиво проработать соответствующий план обучения для каждого, начиная с самых молодых, чтобы дать им необходимую базу. Не закрываться в положении защитника и взять на себя ответственность за уточнения некоторых мнений, обсуждать их с другими людьми, учась у всех и уважая чужую свободу, особенно там, где мнения могут расходиться.

18. Известные сейчас слова произнес однажды Блаженный Павел IV: "современный человек с большим удовольствием прислушивается к тем, кто даёт пример, нежели к тем, кто учит" и "если люди слушают тех, кто учит, то это потому что они дают и пример"[23]. Поэтому следует дать привлекательный пример христианской жизни в служении другим. Кроме формирования лидеров, нужно развивать инициативы информирования о Церкви, а внутри нее, о Прелатуре Opus Dei. Делать это и через социальные сети, которые так эффективны для быстрого информирования тысяч людей. Развитие таких инициатив зависит от щедрости и находчивости тех, кто им занимается.

19. Наряду с личным апостольством дружбы и доверия, Конгресс заявил о полном поддержании корпоративных и личных апостольских начинаний. Плодотворность этих апостольских организаций доказывает образование, которое они дают: учат, воспитывают, служат другим. Интересно, что они позволяют общаться с большим количеством людей, постепенно приближая их к богатству христианской веры, которая освобождает от страха и уныния. Чтобы эта вера стала практичной, нужны также особые образовательные средства для семей, школьников, студентов и т.д. Для этого необходимо мотивировать людей и хорошо их подготавливать.

20. Евангелизация общества и укрепление апостольских начинаний создают условия для создания новых образовательных центров в которых родителям и детям, с самых малых лет может предлагаться общечеловеческое и христианское образование. Когда создание таких центров основано на законодательстве, которое препятствует существованию корпоративного или персонального начинания, в любом случае возможно создание условий для духовного попечительства со стороны священников Прелатуры.

Важность семьи

21. Папа в своей второй энциклике говорит: «В семье воспитываются первые навыки любви и заботы о жизни, такие как, например, правильное использование вещей, чистота и порядок, уважение к местной экосистеме и защита всех созданий. Семья — это место целостного воспитания, где развиваются различные, тесно связанные друг с другом, аспекты личной зрелости»[24]. Зрелость приходит со временем и с надеждой смотрит вперед. В семьях нужно развивать глубокий смысл добродетели надежды.

Следует изучать практические методы развития подготовки к браку, поддерживать взаимную любовь между супругами и христианскую жизнь в семьях, помогать в приобщении к Таинствам, особенно к частой Исповеди, дедушкам, бабушкам, родителям и детям. Христос объемлет все человеческие годы. Для Него нет бесполезных или лишних.

Конгресс ценит работу групп, изучающих роль социального и экономического образования семьи, и стремящихся создать общественное мнение, благоприятное для многодетных семей. Стоит также заново обратить внимание на те многодетные семьи, которые уже имеют отношение к различным апостольским организациям (детские сады, школы, клубы, университеты, общежития).

Академия семьи, так вдохновляемая отцом Хавьером, продолжает быть приоритетным направлением, так как она делает существенный вклад в развитие взаимной любви супругов и открытость к деторождению. Она позволяет также естественному союзу выливаться в радость семьи, как пространство христианской духовности. Посредством многих инициатив с каждым разом все больше семей участвуют в обширной образовательной программе. Так, многие люди открывают для себя красоту таинства брака, образ единства Христа со своей Церковью (ср. Еф 5, 32). Вместе с этим таинством, мир и радость Святого Духа приходят в домашний очаг. Во взаимной любви родителей, также, как и в литургии и Церковном общении, Бог «первым возлюбил нас, и первым продолжает любить нас; поэтому и мы можем ответить Ему любовью. "[25].

22. Конгресс указал также на многогранность апостольского служения в последние годы. Имеется ввиду вклад в укрепление веры и образование множества иммигрантов из традиционно католических стран (например, филиппинцев, латиноамериканцев, поляков и т.д). Кроме помощи им в развитии собственной идентичности, такое образование делает их, в принимающей стране, настоящей закваской для евангелизации (Ср. Лк 13, 20). Во всем мире несколько десятков церквей, которые Епископы поручили священникам, инкардинированным в Прелатуру, могут действенно поддерживать эту работу, следуя пастырской программе местных Епископов, от которых они зависят.

Дело в наших руках

23. Для продвижения этих работ существуют не только Нумерарии и Ассоциированные члены. Следует возлагать ответственность и на Супернумерариев, при этом помогая им. Они должны ощущать Дело своим, как еще одного ребенка. Так, как сказал однажды наш Отец, все мы вместе вытрем с лиц множество слез, дадим культуру, подарим мир, избежим множества столкновений и битв, и сделаем так, что народы будут смотреть друг на друга с христианским благородством, без ненависти[26]. Интересным мне представляется и сотрудничество моих детей Супернумерариев в работе Святого Рафаила, первой целью которой является предоставление полноценного образования[27]. Совершенно нормальным, и даже обычным в некоторых местах считается то, что Супернумерарии стоят во главе управления подростковых клубов и других образовательных начинаний.

В следствие хорошо усвоенной формации, без строгости и давления, когда это благоразумно и естественно, Супернумерарии содействуют Богу в рождении призваний Нумерариев и Ассоциированных членов. Особенно они молятся о своих детях, относясь при этом с большим уважением к личной свободе, поручая все Богу.

В деле Святого Гавриила, в некоторых местах стоит увеличить число ответственных за группы Супернумерариев, попечителей, а также тех, кто осуществляет постоянное духовное руководство. Следует больше полагаться для них в организации реколлекций, побуждать в них осуществление апостольской работы в местах, где еще нет центров, стараться, чтобы Ассоциированные члены и Супернумерарии активней присутствовали в рабочих группах различных апостольских начинаний. Для необходимого им образования им потребуются соответствующие материалы на разных языках

Апостольство с молодежью

24. Генеральных Конгресс засвидетельствовал важность работы Святого Рафаила, нашу зеницу ока[28]. Предлагается считать приоритетными общие и частные мероприятия для развития работы с любой молодежью и так, по благодати Божией, появится множество молодых призваний Нумерариев и Ассоциированных членов. Все верные Прелатуры и члены Священнического Общества Святого Креста будут размышлять над тем, как помочь, молитвой, умерщвлением и действием, достучаться до молодых людей.

В самом же деле Святого Рафаила, самое главное в воспитании юношей и девушек – помочь им стать молитвенными душами [29], уча их на практике, как говорить с Богом и как Его услышать. Они должны открыть человеческую и сверхъестественную ценность истинной дружбы, важность учебы, чтения и профессионального совершенства, чтобы служить Церкви и обществу. Среди всех добродетелей, которые должны воспитывать в себе молодые люди, Конгресс особенно выделил крепость и мужество, воздержанность (например, в благоразумном и достаточном использовании современных технологий), а также все те добродетели, которые развивают в человеке дух служения. Очень важно помогать молодым людям уметь объяснять их веру и находить практическое применение того, что несет в себе следование за Господом, в семье, среди друзей и в социальных сетях.

25. Замечательно помогать молодежи и их родителям ценить и открывать привлекательность полной отдачи себя Богу, всецело, когда им представляется красота призвания к созданию христианской семьи. Начиная с центров Святого Рафаила, где ведется работа со студентами, стоит говорить о различных сторонах отношений до брака и в семье между супругами, черпая информацию из самых разных источников, например, свидетельств Супернумерариев, курсов Академии семьи для людей, не состоящих в браке, конференций или тренингов, из чтения полезной литературы. Срочная необходимость свидетельства большего числа христианских семей ведет нас к началу пути этого призвания еще до появления каких-либо отношений, с истинными уважением и верой по отношению к евангелизаторской миссии христианской семьи, «общины веры, надежды и любви»[30].

26. Продолжим с энтузиазмом апостольскую работу с молодыми профессионалами и студентами, женатыми или нет, пользуясь образованием, которые тысячи из них получили в стольких апостольских начинаниях, особенно в школах, клубах и центрах Святого Рафаила. В этом ключе, целесообразен серьезный подход к ассоциациям alumni (выпускников – прим. пер.), которые, совмещая инициативу, креативность, и, развивая привлекательный формат мероприятий, позволят продолжить общение в работе Святого Гавриила, приглашая к сотрудничеству многих людей в качестве Помощников.

27. Относительно образовательных мероприятий дела Святого Рафаила и Святого Гавриила, хорошо развивать духовные и материальные дела милосердия, следуя за постоянным учением Церкви, опытом Святого Хосемарии и за примером и словами Папы Франциска. Мероприятия и частные инициативы, связанные с солидарностью, социальной ответственностью и общественным служением – это не что-то маргинальное и преходящее, ведь все это можно найти в основе Евангелия. Глубокое изучение социальной доктриной Церкви, например, на курсах и конференциях, особенно поможет в контексте социального неравенства.

28. Университеты, которые являются апостольскими начинаниями, должны продолжать исследования мировой значимости и создавать пространства для сотрудничества учёных мирового масштаба. Такая работа поможет развитию научных исследований и концептуальных моделей, соответствующих христианскому видению человека, с убеждением, что обществу это необходимо для установления мира и справедливости. Такое отношение к служению всем людям выражается также естественным образом в дружеских отношениях с коллегами из других университетов.

Некоторые приоритеты

29. Кроме начала постоянной апостольской работы Прелатуры в новых странах, Конгресс предлагает больше сконцентрироваться на апостольстве в тех местах, где мы уже работаем, где строится будущее общества, где находятся международные институты и центры интеллектуального лидерства.

Конгресс призывает продолжать публикацию и распространение полных трудов Святого Хосемарии, а также соответствующий исторический материал, ради блага Церкви и душ. Особенно предлагается еще больше развивать, в различных областях (в частности академических, теологических, социологических и духовных) центральный аспект послания Святого Хосемарии, то есть работу детей Божьих, как дверную петлю святости и естественной апостольской атмосферы, со всеми благами, которую она приносит Церкви и обществу.

30. Вот уже скоро я закончу это письмо. Прочитав предыдущие страницы, вы могли бы задаться вопросом: что же, среди стольких заключений, является приоритетным, данным нам Господом в этот исторический период для всего мира, Церкви и Дела к которым пришел Конгресс? Во-первых, бережно, с заботой влюбленных, заботиться о нашем единстве с Богом, начиная с созерцания Иисуса Христа, лика Милосердия Отца. План Святого Хосемарии всегда работает: Ищи Христа. Обрети Христа. Возлюби Христа[31]. Апостольство Дела является и должно исходить из преизбытка нашей внутренней жизни. Это время, дети мои, идти все дальше и дальше по пути созерцания в миру.

31. Церковь уже десятилетия по-матерински заботится о двух главных вещах: о семье и молодежи. Также и мы, являясь частичкой Церкви, хотим подражать заботе последних Понтификов о верности планам, с любовью уготованным для семьи Господом. Вместе с этим мы должны помогать молодым людям воплощать мечты о любви и служении в радостную реальность. Заключения Конгресса видят в сопровождении семьи и молодежи силовую линию, из которой можно извлечь множество плодов в нашем ежедневном апостольстве.

Наряду с этими приоритетами, я бы хотел отметить срочную необходимость расширить наши сердца. Мы просим Господа дать нам сердце по Его меркам, чтобы в нем было место для всех нужд, скорбей и страданий мужчин и женщин нашего времени, особенно самых слабых. В современном мире бедность многолика: безразличие к больным и пожилым людям, одиночество оставленных людей, трагедии беженцев, нищета в которой живет добрая часть всего человечества, зачастую, вследствие возмутительной несправедливости. Ничто из перечисленного не может оставить нас равнодушными. Я знаю, что все мои дочери и сыновья пустят в ход «воображение любви»[32], чтобы нести бальзам Божьей нежности всем нашим нуждающимся братьям. Наш друг сказал: «Бедные – лучшая из моих духовных книг, самая суть моей молитвы. Душа болит, когда я смотрю на них и вижу в каждом Христа. Что ж, если болит – значит, я люблю и Его, и их» [33].

32. Конгресс выразил желание полностью вручить Деве Марии заключения, которые я только что вам представил. Только через ее материнское посредничество мы будем способны продвигаться в этой захватывающей миссии, порученной нам, как ученикам Христа. Она - Mater pulchræ dilectionis, Матерь Прекрасной Любви (ср. Сир 24, 24), чей литургический праздник мы отмечаем сегодня, 14 февраля, в Прелатуре[34]. В этот день, в 1930 году, Бог дал увидеть Святому Хосемарии, призвание женщин к Opus Dei, а в 1943, место в Деле для священников. Таким образом вновь проявилось единство Дела, единство неорганизованной организации[35]. Однако единство, прежде всего, рождается в Любви и постоянной заботе о ближних, детей той, что Матерь Божья и наша Матерь[36].

Сегодня, во время пения благодарственного гимна Te Deum перед Господом, торжественно выставленного в Дароносице, я помнил о вас. Причащение, единение, общение и откровение – Слово, Хлеб, Любовь[37]. Размышляя о пришествии Иисуса Христа, сейчас сокрытого в Хлебе и Слове, в конце времен, я попросил Его прийти нам на помощь и поручил всех вас его Милосердию.

33. Дети мои, если в этом мире, таком прекрасном, и в то же время таком беспокойном, кто-то почувствует себя одиноким, пусть он знает, что отец рядом с ним через Общение святых, что отец молится о нем и держит у себя в сердце. Поэтому мне нравится вспоминать, как литургия воспевает Сретение Младенца в Храме, праздник, который мы отметили 2 числа этого месяца: казалось, говорится, что Симеон держал Иисуса в своих руках. На самом же деле, было наоборот: «Senex Puerum portabat, Puer autem senem regebat»[38]: старейшина нес Младенца, но это Младенец был тем, кто держал старейшину и руководил им. Так же держит нас и Бог, хотя иногда мы можем чувствовать только, что имеем вес только мы сами. Так нас держит Господь, через благословенное Общение Святых[39].

Per singulos dies, benedicimus te, день за днем, будем благословлять Тебя, Господи, всей Церковью: «каждый день», как любил повторять отец Хавьер, верный сын Святого Хосемарии и Блаженного Альваро. Верный сын, говорил он, упорствующий в ежедневной борьбе, отдающий себя в руки божественной Любви. Я возношу душу мою к Богу Трижды Святому, держась за руку Богородицы, Матери Любви, отдающейся безмерно. Сделай так, Господи, чтобы, веруя в Твою Любовь, мы каждый день жили новой любовью, в радостной надежде.

Со всей любовью вас благословляет,

ваш Отец

Фернандо

Рим, 14 февраля 2017

Праздник Святой Марии, Матери Прекрасной Любви



[1] Святой Хосемария, Христос проходит рядом, п. 132.

[2] Ср. Папа Франциск, ап. Увещ. Evangelii gaudium, 24-XI-2013, íncipit.

[3] Святой Хосемария, Путь, п. 833.

[4] Святой Иоанн Павел II, Проповедь, 23-III-1980. Ср. Ватиканский Собор II, Конст. пас. Gaudium et spes, п. 22.

[5] Ср. Римский Миссал, I Префация о Святых.

[6] Отец Хавьер, 28-XI-2002, п. 18, из "Семейные письма" V, п. 125. ср. Instrucción, 31-V-1936, п. 66.

[7] Святой Хосемария, Из одной семейной встречи, 6-II-1967, Noticias 1967, стр. 84 (AGP, biblioteca, P02).

[8] Святой Хосемария, Друзья Божии, п. 67.

[9] San Josemaría, Из одной медитации, 1-IV-1962 (AGP, biblioteca, P09, стр. 46).

[10] Святой Хосемария, Instrucción, 8-XII-1941, п. 122.

[11] Ср. Святой Хосемария, Кузница, п. 270.

[12] Святой Хосемария, Instrucción, май 1935/14-IX-1950, п. 15.

[13] Папа Франциск, Ап. Увещ. Evangelium Gaudium п. 20.

[14] Святой Хосемария, Кузница, п. 565.

[15] Святой Хосемария, Письмо 11-III-1940, n. 55.

[16] Святой Хосемария, Христос проходит рядом, п. 30.

[17] Дон Альваро, Письмо 1-XII-1985, из «Семейных писем» I, п. 204.

[18] Святой Хосемария, Путь, п. 372.

[19] Святой Хосемария, Друзья Божии, п. 226.

[20] Ср. Папа Франциск, ср. Ап. Послание Misericordia et misera, 20-XI-2016, п. 10.

[21] Святой Хосемария, Instrucción, май 1935/14-IX-1950, п. 5.

[22] Отец Хавьер, Письмо, 28-XI-2002, п. 11, из «Семейных писем» V, п. 118.

[23] Павел VI, Ап. Увещ. Evangelii nuntiandi, 8-XII-1975, n. 41.

[24] Папа Франциск, Энц. Laudato si', 24-V-2015, п. 213.

[25] Папа Бенедикт, Энц. Deus caritas est, 25-XII-2005, п. 17; ср. 1 Ин 4, 10.

[26] Святой Хосемария, Из одной семейной встречи, 18-VI-1974, "Catequesis en América" (1974) том I, стр. 549 (AGP, biblioteca, P04).

[27] Святой Хосемария, Письмо 24-X-1942, п. 3.

[28] Там же, п. 70.

[29] Там же, п. 5.

[30] Катехизис Католической Церкви, п. 2204.

[31] Святой Хосемария, Путь, п. 382.

[32] Иоанн Павел II, Ап. Послание Novo millennio ineunte, 6-I-2001, п. 50.

[33] Святой Хосемария, Борозда, п. 827.

[34] Ср. Конгрегация Богослужения и Дисциплины Таинств, Декрет 626/12/L, 10-XI-2012.

[35] Святой Хосемария, Интервью, п. 19.

[36] Святой Хосемария, Кузница, п. 11.

[37] Святой Хосемария, Путь, п. 535.

[38] Литургия Часов, антифон ad Magníficat

[39] Святой Хосемария, Борозда, п. 56.