Воспитание и новые технологии

Технологии в современном мире в большой степени формируют нашу жизнь. Нам необходимо держать их под контролем, чтобы их польза помогала нам расти в добродетели.

Семейная жизнь
Opus Dei - Воспитание и новые технологии

Новые поколения появились в мире сложных взаимосвязей, порой непостижимых даже для родителей. Дети быстро осваивают интернет, социальные сети, различные чат-форумы и игровые форматы. Одновременно с развитием новых технологий возрастает их способность осваивания этой области в геометрической прогрессии.

Опыт последних лет показывает, что новые технологии не только являются совершенным средством коммуникации. В определённом смысле эти технологии стали нечто вроде среды

С раннего возраста дети и молодёжь отданы в распоряжение безграничному миру. В этом есть свои положительные моменты, но также существует определённый риск, где особо востребованы близость и контроль родителей над детьми.

Нам нужно иметь позитивный подход к «цифровому поколению». Как сказал Папа Бенедикт, эти технологии, «если их использовать разумно, могут внести вклад в удовлетворении потребности в правде, истине и единстве, что является наиболее глубокими чаяниями каждого человека» [1]. В то же время в реальность располагает фактами, которые не следует игнорировать: например дети, проводящие слишком много времени перед экраном, подвержены серьёзным заболеваниям, таким как ожирение, агрессивное и антисоциальное поведение в школе.

Сегодня технологии формируют нашу жизнь. Нам нужно держать их под контролем, чтобы их польза помогала нам расти в добродетели и проследить, чтобы дети использовали их надлежащим образом. Образование требует много терпения и планирования, но что касается новых технологий, родителям нужно освоить некоторые знания – как теоретические, так и практические, чтобы выработать твёрдые критерии и правильно воспитывать детей.

Всё больше возрастает связь технологий с интернетом. Появляется возможность доступа к более широкой аудитории и мгновенного распространения информации практически бесплатно. В свою очередь это вызывает неуверенность в том, кто и когда обращается к этим контентам.

Родителям нужно освоить некоторые знания – как теоретические, так и практические, чтобы выработать твёрдые критерии и правильно воспитывать детей

Опыт последних лет показывает, что новые технологии не только являются совершенным средством коммуникации. В определённом смысле эти технологии стали нечто вроде среды [2], где «есть место тому, кто находит место для самовыражения»[3].

Одной из задач современной христианской семьи является очищение этой среды через помощь детям вести себя разумно в цифровом пространстве, показывая им, что цифровой мир тоже является в какой-то степени средством для выражения своей христианской сущности. В постоянно и кардинально меняющемся цифровом мире бывает недостаточно ограничиваться только сводкой правил, которые быстро устаревают. Скорее всего, задачей образования является помочь молодым людям расти в добродетели. Только так они научатся вести разумную жизнь и обуздывать страсти, контролировать свои поступки и с лёгкостью обходить препятствия мешающие развитию добродетели в цифровом мире. Как сказал Папа Франциск, «это не только вопрос технологий. Мы должны задаться вопросом: готовы ли мы внести Христа в это пространство, а ещё лучше, готовы ли мы привести других к Христу?» [4].

В то же время, чтобы не подвергать детей ненужному риску, родителям нужно знать, когда наступит подходящее время для приобщения детей к цифровым устройствам и соответствуют ли эти устройства возрасту. Во многих случаях бывает возможным «установить фильтрующие программы в устройствах, чтобы максимально оградить детей от порнографии и других угроз» [5], зная при этом, что самый надёжный и доступный фильтр – это добродетельная жизнь.

Развитие добродетели: важность доброго примера

Семья является школой добродетели, которая возрастает через обучение, обдуманные поступки и настойчивость. Божья милость освящает и возвышает добродетели [6]. В семье дают первое понимание добра и зла и приучают приоритетным ценностям, именно с семьи начинается заложение фундамента добродетелей ребёнка.

Новые технологии являются ещё одним аспектом, который следует обсуждать и подчинять тем немногим, соответствующим возрасту ребёнка, домашним правилам

Определённый стиль жизни семьи помогает ребёнку найти Бога, в то время как в других семьях препятствуют этому. В христианских семьях надлежит формировать у ребёнка христианское мышление и духовность, а школу добродетелей превратить в его дом. Целью является помочь ребёнку принимать обдуманные решения с человеческой и духовной точки зрения, соответствующие их возрасту. Новые технологии являются ещё одним аспектом, который следует обсуждать и подчинять тем немногим, соответствующим возрасту ребёнка, домашним правилам .

Добродетели не могут существовать сами по себе или только лишь в некоторых аспектах жизни. Например, помогая детям преодолевать капризы касательно еды и игр, мы помогаем им более взвешенно вести себя в цифровом пространстве и наоборот.

Новые технологии привлекательны для всех. Воспитание добродетелям требует от родителей, чтобы их требования к себе передавались детям как добрый пример умеренности. Если дети видят наши старания, они наверняка приложат ещё больше стараний сами. Например, если вы уделите детям внимание в разговоре с ними: отложите газету в сторону, убавите звук телевизора, будете смотреть им в глаза, а не читать сообщения в телефоне. Если разговор будет серьёзным, то нужно вообще выключить всё, чтобы ничего не мешало. Воспитание детей требует от нас «благоразумия, понимания, способности проявлять любовь и заботу, самим подавая хороший пример» [7].

Пока они ещё маленькие

Детский возраст – самая пора для приучения к добродетелям и правильному пользованию свободой. Именно в этом возрасте уже сформировывается характер. Можно сказать, что именно в детстве мы выстраиваем «широкую дорогу», по которой пойдём по жизни.

Хотя любое общее правило имеет нюансы, опыт многих воспитателей говорит, что, когда дети ещё очень маленькие, то их лучше пока не приучать к электронным устройствам (планшетам, смартфонам и др.). Также для воспитания умеренности и отсутствия зависимости, желательно чтобы эти устройства принадлежали всем членам семьи для совместного пользования. Родителям нужно выстроить для детей определённый план, соотнесённый с семейными правилами и устоями, который поможет детям дозировано использовать электронику и уделить больше времени учёбе, отдыху и семейной жизни. Это только облегчит разумное использование времени.

Когда дети осознают все плюсы и минусы цифрового мира, родителям надо ориентировать детей на ценности прямого человеческого контакта, который не заменит ни одна технология. В определённый период мы должны сопровождать их в мире цифрового пространства подобно проводнику в горах, чтобы не ушиблись и не причинили вред другим. Посидеть вместе в интернете, «убить время» играя вместе в компьютерные игры, совместно устанавливать опции на смартфонах способствуют более глубокому взаимному разговору. «Родителям и детям следует обсуждать совместно, что мы видим и делаем в киберпространстве. Также важно разделять совместные увлечения с другими семьями» [8].

В этом возрасте самое лучшее для детей вообще не иметь гаджетов которые подключены к интернету. Здесь лучше иметь определённое расписание с точным временем и местом для пользования интернетом (отключая устройства на ночь). Обучая детей противостоять опасностям интернета, нужно чтобы дети сохраняли спокойствие духа исходящее из понимания, что они всегда могут обратиться к родителям за помощью. Как учил Св. Хосемария, «идеальные отношения - это когда родители становятся друзьями детей, такими друзьями, которые всегда готовы разделить с детьми их тревоги, выслушать их проблемы и помочь им самым лучшим образом» [9].

Подростковый возраст

Когда дети достигают подросткового возраста, они настойчиво требуют свободы, к которой пока не совсем готовы. Это не означает, что их надо лишать вполне законной независимости. Родителям предстоит решить более трудную задачу: научить детей распоряжаться своей свободой разумно. Только в таком случае они смогут достичь широкого взгляда для достижения более высоких целей.

Как подчёркивал Папа Бенедикт XVI, «образовательные средства, воспитательные меры, обеспечивают людей истинной мудростью, которая включает веру с тем, чтобы установить правильные отношения с миром; это означает вооружить их достаточно правильными направлениями в образе мышления, суждения и действий» [10]. Подросткам необходимо быть открытыми для воспитания. Хотя в семейной жизни действуют свои определённые правила, родители имеют надёжный ресурс: диалог. Важно объяснять все «почему» в вопросах поведения, возможно, некоторые молодые люди воспринимают что-то как чрезмерную строгость, также объяснять причины действовать соответствующим образом, которое можно понять как ограничения, но в реальности это не мелкие ограничения, а утверждение подлинной личности, которая позволяет молодым людям идти против течения. Очень эффективно показать с самого начала насколько привлекательна добродетель, взывая к множеству идеалов царящих в сердцах молодых, большую любовь, что движет ими: верность друзьям, уважение к другим, потребность жить в умеренности и скромности и т.д.

Работа родителей становится легче, когда они знают об интересах ребёнка. Это не то, чтобы «шпионить» за ними, а скорее вызвать достаточное доверие и них, чтобы они свободно говорили о том, что их привлекает и интересует, проводить время с ними и разделять их интересы. Некоторые молодые люди общаются в блогах и соцсетях, но родители не знают об этом и даже не взглянут на то, о чём дети там пишут, а дети могут подумать, что родителям всё равно или не одобряют. Для некоторых родителей просмотр время от времени о чём дети пишут в интернете, становится приятным открытием и источником наполнения семейной жизни и бесед.

В этом возрасте также хорошо привить понимание умеренности в употреблении устройств, гаджетов и разных программных приставок. Родителям предстоит научить детей быть скромными в потреблении не только из за стоимости компьютеров и приложений, но чтобы «не быть порабощённым чувствами, без разбора переходя с одного устройства на другое в поисках самого навороченного» [11]. Такое поведение иногда поощряется производителями этих устройств, оказывая сильное влияние на детей, которому трудно противостоять.

Подростков также надо научить контролировать время, проводимое в соцсетях, видео, он-лайн играх и т.д. Нужно объяснять причины для такого самоконтроля, что будет для них полезно, а ещё лучше самим подавать личный пример. Следуя своим же указаниям, родители способствуют пониманию их важности в атмосфере любви и свободы.

Умение ответить на все «почему» не требует специальных технических знаний. Во многих случаях те советы детям по образу поведения в цифровом окружении совпадают с советами касательно поведения в обществе: хорошие манеры, скромность и порядочность, уважение к другим, защищая их интересы, самоконтроль и т.д.

В зависимости от детского возраста, очень важно проводить глубокие беседы об их привязанностях и настоящей дружбе. Очень хорошо напоминать детям, что о чём пишут в интернете доступно бесчисленному количеству людей в любой точке мира и почти все действия, выполняемые в интернете, оставляют след, который оценивается через поисковые системы. Цифровой мир представляет собой огромное пространство, где дети должны научиться ориентироваться естественно и с большим чувством здравого смысла. Как не должен ребёнок разговаривать с первым встречным на улице, такого же и не должно происходить в Сети. Открытое семейное общение поможет ребёнку понять это и создать атмосферу доверия, в которой они могут задать любой вопрос и преодолеть неуверенность.

Хуан Карлос Васконес



[1] Бенедикт XVI, Речь для 45 Всемирный день коммуникаций (2011).

[2] См. Бенедикт XVI, Речь для 47 Всемирный день коммуникаций (2013).

[3] См. Бенедикт XVI, Речь для 43 Всемирный день коммуникаций (2009).

[4] Обращение к Папскому совету по социальным коммуникациям, 21 сентября 2013 года.

[5] Папский совет по массовым коммуникациям, Церковь и Интернет (2002), нет. 11.

[6] См. Катехизис Католической Церкви, 1839.

[7] Св. Хосемария, Христос проходит рядом, 27.

[8] Папский совет по массовым коммуникациям, Церковь и Интернет (2002), нет. 11.

[9] Св. Хосемария, Христос проходит рядом, 27.

[10] Бенедикт XVI, Обращение к Итальянским Епископам, 27 Мая 2008, н. 11.

[11] Франциск, Речь в Басилике Santa Maria Maggiore, 4 Мая 2013, н. 3.