Проповедь кардинала Амато от 27 сентября 2014г.

Проповедь кардинала Анжело Амато во время Святой Мессы, посвященной беатификации Альваро дель Портильо.

Новости
Opus Dei - Проповедь кардинала Амато от 27 сентября 2014г.

1.«Пастырь по велению Сердца Христова, ревностный слуга Церкви». [1] Это портрет, которым Папа Франциск изображает блаженного Альваро дель Портильо, пастыря доброго, который, как Иисус, знал и любил своих овец, возвращал во двор овчий потерявшихся, перевязывал раны занемогшим и полагал жизнь свою за них.[2]

В юности, новый блаженный был призван последовать за Христом, возрастая в течение жизни в усердии на службе Церкви и в возвещении по всему миру чудесных богатств таинства христианского Спасения: это Христос, « Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно». [3]

И он нес в мир эту весть Христа Спасителя, с абсолютной верностью следуя своему кресту и, в то же время, с образцовой, евангельской радостью среди трудностей. По этой причине, сегодня в Литургии к нему применяются слова святого апостола Павла: « Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». [4]

Безмятежная радость при перенесении боли и страданий есть характерная черта святых. Более того, сама жизнь канонизированных, включая наиболее почитаемых из них , как например, тех, которые подвергались гонениям, есть ни что иное, как гимн радости.

2.Существовало много добродетелей, в которых блаженный Альваро достиг героической степени, как например, в вере, надежде и благотворительности. Он возрастал в этих добродетельных привычках в свете таких качеств блаженного, как кротость, милосердие и чистота сердца. Все свидетельства говорят об этом.

Кроме той абсолютной духовной и апостольской гармонии, которая царила между ним и святым Отцом-Основателем Опус Деи, он, также, выделялся как личность, наделенная великим человеколюбием.

Очевидцы утверждают, что Альваро был с детства «очень счастливым и прилежным мальчиком, который не доставлял никаких хлопот»; «он был любящим, честным, счастливым, ответственным и добрым». [5]

От своей матери, Доньи Клементины, он унаследовал исключительное спокойствие, тактичность, привычку улыбаться, умение понимать других и склонность хорошо о них отзываться, и обыкновение глубоко размышлять, прежде чем судить о чем-либо. Он был по-настоящему порядочным человеком. Он не был разговорчив. Инженерное образование научило его мыслить строго, сжато и точно, что позволяло ему идти непосредственно к сути проблем и успешно их решать. Он вызывал уважение и восхищение других людей.

3.Его внимательность к окружающим сочеталась с исключительным личностным богатством. Одним из его выдающихся дарований было единство духовной жизни и неустанного апостольского рвения. Писатель Сальвадор Бернал утверждает, что блаженный Альваро превратил скромную прозу ежедневного труда в поэзию.

Он был образцом преданности Евангелию, Церкви и авторитету Папы. Каждый раз, когда он бывал в Базилике Св. Петра в Риме, он читал молитву «Символ веры» у могилы святого Петра и молитву «Salve Regina» перед изображением Владычицы нашей, Матери Церкви.

Он всегда избегал сосредоточенности на нем самом, так как передавал людям истину Евангелия и традицию Церкви в ее полноте, а не свое собственное мнение. Его духовная жизнь была вскормлена евхаристическим благочестием, преданностью Благословенной Деве Марии и почитанием святых. Он сохранял в душе осознание живого Божьего присутствия с помощью частых воздыханий и устных молитв. Некоторыми из них, к которым он любил обращаться, были следующие : «Святейшее и Милосердное Сердце Иисуса, даруй нам мир!» и «Сладчайшее Сердце Марии, сотвори нам благополучное путешествие»; нравилось ему и такое призывание Владычицы нашей, как : «Святая Мария, Надежда наша, Раба Господня, Престол мудрости».

4.Решающим моментом в его жизни было призвание в Опус Деи. В возрасте 21 года, в 1935 году, после встречи со святым Хосемарией Эскрива де Балагуэром, который был в то время молодым тридцатитрехлетним священником, блаженный Альваро дель Портильо щедро откликнулся на призыв Божий к святости и апостольству.

Он был наделен глубоким сыновним чувством к Святейшему Отцу и, руководимый этим чувством, поддерживал с Папой эмоциональное и действенное общение. Он благодарно принимал учение Папы и возвещал его всем верным Опус Деи. В последние годы жизни он имел обыкновение целовать свое кольцо прелата, которое ему вручил Папа, чтобы вновь подтверждать свою полную верность воле Папы. В частности, он поддерживал призыв Папы к молитве и посту за мир, христианское единство и евангелизацию Европы.

Он был наделен выдающимися благоразумием и честностью в оценке событий и людей; справедливостью, выражавшейся в уважении доброго имени и свободы других; мужеством в противостоянии физическим или моральным трудностям и выдающейся умеренностью, проявлявшейся в здравом отношении ко всему и в умерщвлении внутренних и внешних страстей. Блаженный Альваро источал духовное благоухание Христа — bonus odor Christi[6] , что является ароматом истинной святости.

5.Вместе с тем, существует одна добродетель, в которой епископ Альваро достиг, путем практики, особенных высот, понимая это качество как необходимое для святости и апостольства: добродетель смирения, что является подражанием Христу и отождествлением себя со Христом, Который «кроток и смирен сердцем». [7] Он любил сокровенную жизнь Иисуса и уважал простые проявления популярного в народе благочестия, как например, обычай подниматься на коленях по Святой Лестнице в Риме. Однажды, один из верных прелатуры рассказал ему, что был там, но поднялся по Святой Лестнице обычным образом, потому что, как объяснил этот человек, он считал себя зрелым и хорошо информированным христианином. Блаженный Альваро ответил ему с улыбкой, что сам он поднялся по Святой Лестнице на коленях, не смотря на то, что там было до некоторой степени душно из-за толпы народа и плохой вентиляции. Это было огромным уроком простоты и благочестия.

Действительно, епископ дель Портильо был «заражен», в хорошем смысле этого слова, поведением Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». [9] По этой причине, он часто молился и медитировал с помощью Евхаристического гимна «Adoro Te devote, latens deitas» - «О Боже сокровенный, благоговейно я поклоняюсь Тебе».

Также, он часто медитировал, размышляя о жизни Марии, смиренной Рабы Господней. Он иногда воскрешал в памяти фразу из «Назидательных новелл» Сервантеса: «Без смирения нет добродетели, достойной упоминания». [10] И он нередко повторял вслух воздыхание, к которому часто прибегают верные Дела: «Cor contritum et humiliatum, Deus, non despicies» - «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». [11]

Для него, так же, как и для святого Августина, смирение было «обителью милосердия» . [12] Он часто повторял один совет, который любил давать Основатель Опус Деи, цитируя святого Иосифа Каласанца: «Если хочешь быть святым, будь смиренным; если хочешь достичь большей святости, будь еще смиреннее; если хочешь стать святым в очень большой степени, будь в очень большой степени смиренным». [13] Не забывал он и о том, что престолом, на котором восседал Иисус во время Его входа в Иерусалим, был осел. Даже его товарищи по учебе, отмечая необычайный интеллект этого человека, подчеркивают его простоту, спокойную неиспорченность, которая происходила оттого, что он не считал себя лучше других. Блаженный Альваро думал, что его злейшим врагом была гордыня. Один из очевидцев утверждает, что он был «олицетворенным смирением». [14]

В своем смирении он не проявлял суровости или раздражительности, это не было и напоказ, но он был любящим и жизнерадостным. Его радость основывалась на уверенности, что он сам значит очень мало. В начале 1994 года, последнего года своей земной жизни, во время встречи с некоторыми духовными дочерьми, он сказал: «Я говорю это вам, и я говорю это себе. Мы должны всю нашу жизнь бороться, чтобы стать смиренными. У нас есть чудесная школа кротости — пример Господа нашего, Благословенной Девы Марии и святого Иосифа. Давайте у них учиться. Давайте сражаться против нашего эго , которое постоянно поднимает голову, как ядовитая гадина, готовая укусить. Но мы находимся в безопасности, пока мы рядом с Иисусом, Потомком Марии, Который будет поражать змея в голову». [15]

Для Дона Альваро, смирение было «тем ключом, который открывает дверь для проникновения в дом святости», в то время как гордыня являлась величайшим препятствием к созерцанию и любви к Богу. Он говорил: «Смирение срывает с нас нелепую картонную маску, которую носят на себе самонадеянные, самодовольные люди». [16] Смирение есть признание наших человеческих ограничений, но и признание нашего достоинства как детей Божьих. Лучшая похвала его смирению была дана одной женщиной из Опус Деи, которая, после смерти Отца-Основателя, сказала: «На самом деле, умер Дон Альваро, потому что наш Отец-Основатель живет в своем преемнике». [17]

Один из кардиналов свидетельствует, что когда он читал о смирении в «Уставе» св. Бенедикта или «Духовные упражнения» св. Игнатия, он думал, что созерцает очень высокий идеал, такой, который недостижим для обычного человека. Но когда он встретил блаженного Альваро и познакомился с ним ближе, то понял, что возможно быть абсолютно смиренным.

6.Те слова, которые кардинал Ратцингер сказал в 2002 году по поводу канонизации Основателя Опус Деи, можно, также, применить и к блаженному Альваро. Говоря о героической степени добродетельности, кардинал Ратцингер, который был в то время префектом конгрегации Доктрин веры, сказал: «Героическая степень добродетельности не означает в точности достижения совершенства в великих делах без всякой помощи, но это значит, что в жизни человека появляется такое, что не было вызвано им самим, потому что он сделал себя прозрачным и доступным для Божьего действия. (…) Это есть святость». [18]

Это то послание, которое блаженный Альваро дель Портильо передает нам сегодня. Он был «пастырем по велению Сердца Христова, ревностным слугой Церкви» . [19] Он приглашает нас быть святыми подобно ему, жить в святости — дружелюбной, милосердной, добродушной, кроткой и скромной.

Церковь и весь мир нуждаются в созерцании великой святости, чтобы ее благотворный аромат мог очистить вредоносные испарения тех многочисленных пороков, которые, в настоящее время, восхваляются так высокомерно и настойчиво.

Сейчас, более чем когда-либо, нам нужна экология святости, чтобы противодействовать загрязнению мира безнравственностью и аморальностью. Святые приглашают нас принести к сердцу Церкви и общества чистый воздух Божьей благодати, который обновляет лицо Земли.

Да поможет нам и защитит нас Мария, Помощница христиан и Матерь всех святых.

Блаженный Альваро дель Портильо, молись о нас.

Аминь.

[1] Папа Франциск, Апостольское обращение по случаю беатификации почтенного слуги Божьего епископа Альваро дель Портильо, прелата Опус Деи, 27 сентября 2014г.

[2] Ср.: Иез 34:11-16; Ин 10:11-16.

[3] Кол 1:28-29.

[4] Кол 1:24.

[5] "Positio super vita, virtutibus et fama sanctitatis", 2010г., том 1, стр. 27.

[6] 2 Кор 2:15.

[7] Мф 11:29.

[8] Ср.: ''Positio super vita, virtutibus et fama sanctitatis'', 2010г. , том 1, стр. 662.

[9] Мф 20:28; Мк 10:45.

[10] Miguel de Cervantes, '' Novelas Ejemplares'', ''El coloquio de los perros''. Ср.: '' Positio super vita, virtutibus et fama sanctitatis'', 2010г. , том 1, стр. 663.

[11] Пс 51[50]:17.

[12] Св. Августин, ''De sancta virginitate'', 51.

[13] Св. Хосемария Эскрива, цитируется по : A. Vazquez de Prada, ''The Founder of Opus Dei '', том 1, стр. 491.

[14] ''Positio super vita, virtutibus et fama sanctitatis'', 2010г. , том 1, стр 668.

[15] Там же, стр. 675.

[16] Там же.

[17] Там же, стр. 705.

[18] Там же, стр. 908.

[19] Папа Франциск, Апостольское обращение по случаю беатификации почтенного слуги Божьего епископа Альваро дель Портильо, прелата Опус Деи, 27 сентября 2014г.