Ответ на «Код Да Винчи» данный прелатурой Opus Dei в Соединённых Штатах

Многие читатели заинтригованы обвинениями в отношении христианской истории и богословия, представленными в книге «Код Да Винчи».

Пресс-релизы и заявления

Мы хотели бы напомнить им о том, что «Код Да Винчи» относится к произведениям из ряда исторических фикций, и не является надёжным источником информации по данным вопросам.

Книга вызвала общественный интерес к истокам Библии и основополагающих богословских доктрин Христианства, таких как Двуединство Сущности Иисуса Христа. Эти темы являются весьма важными и ценными для изучения, и мы надеемся, что это даст мотивацию заинтересовавшиеся читателям для изучения более серьёзных исследований по данным вопросам, которые они нашли бы на этот раз уже в отделе научной литературы библиотеки.

Те читатели, которые проделают более глубокое исследование и подойдут к анализу книги более критично, откроют для себя, что утверждения, сделанные в книге «Код Да Винчи» об Иисусе Христе, Марии Магдалине и истории Церкви испытывают недостаток поддержки среди уважаемых ученых. Например, книга проводит идею о том, что в четвёртом веке римский император Константин Великий ввёл доктрину о Двуединстве Сущности Христа по политическим причинам. Свидетельства истории, однако, ясно показывают, что Новый Завет и наиболее ранние христианские тексты отображают христианскую веру в Двуединую Сущность Христа.

Другие примеры дискредитирующих обвинений представленных в книге «Код Да Винчи» могут быть найдены в этой статье из журнала «Crisis» или этом FAQ от «Catholic Answers». Читателям, желающим уделить время тому, чтобы до конца разобраться в вопросах, поставленных в «Коде Да Винчи», мы рекомендуем прочесть книгу Эми Вэлборн (Amy Welborn), «De-Coding Da Vinci», или книгу «The Da Vinci Hoax», написанную Карлом Олсоном (Carl Olson) и Сандрой Миезел (Sandra Miesel) (посмотрите ссылки справа).

Мы так же хотим отметить то, что описание Opus Dei, данное в «Коде Да Винчи» некорректно, как в общем плане так и во многих деталях, и было бы безответственным формировать какое бы то ни было мнение об Opus Dei на основе «Кода Да Винчи». Те, кого интересует более подробная информация о различных искажённых представлениях об Opus Dei, возникающих из прочтения книги, пожалуйста, дочитайте этот материал до конца.

1. Opus Dei и монахи

В «Коде Да Винчи», члены Opus Dei представлены как монахи (или, скорее, карикатуры монахов). Как и все католики, члены Opus Dei очень ценят монахов, но фактически в Opus Dei нет монахов. Opus Dei – это институт Католической Церкви для мирян и приходских священников, а не монашеский орден.

Подход Opus Dei к вере не влечёт уход из мира в так называемую «монашескую жизнь». Скорее, Opus Dei помогает людям возрастать в своей любви к Богу через их обычные мирские занятия.

Члены Opus Dei, называемые «нумерариями» – меньшинство – выбравшее призвание безбрачия, чтобы иметь возможность организовывать деятельность Opus Dei. Однако они не принимают обетов, не носят монашеских одеяний, не спят на циновках, не проводят всё своё время в молитвах и умерщвлении плоти, не делают вообще ничего из того, о чём говорится в описании, данном в «Коде Да Винчи» с целью подчеркнуть монашеский характер Opus Dei.

В противоположность тем, кто призван к монашеской жизни, нумерарии имеют обычную мирскую профессиональную работу. Фактически, «Код Да Винчи» описывает Opus Dei с точностью до наоборот. Монашеские ордена существуют для людей, которые имеют призвание обрести святость, порвав свои связи с миром; Opus Dei существует для людей, которые имеют призвание претворять свою Христианскую Веру живя в миру.

2. Opus Dei и преступление

В «Коде Да Винчи», члены Opus Dei подвергаются обвинениям как люди, совершающие убийства, постоянно лгущие, и совершающие иные неэтичные действия, которые при этом полагают, что это оправдано благими намерениями в отношении Бога, Церкви или Opus Dei (стр. 13, 29, 58-9, и т.д.).

Opus Dei является структурным подразделением Католической Церкви и придерживается Католической доктрины, которая чётко осуждает аморальное поведение, включая убийство, ложь, воровство и вообще причинение людям любого вреда. Католическая Церковь учит, что никто не должен творить зло, даже ради благой цели. Миссия Opus Dei заключается в том, чтобы помочь людям интегрировать их веру в повседневность их жизни, таким образом, это духовное образование и руководство помогает членам поступать как раз более этично. Члены Opus Dei, как и все люди, иногда бывают неправы, но это скорее отклонение от того, чему учит Opus Dei, нежели проявление оного.

3. Opus Dei и умерщвление плоти

«Код Да Винчи» утверждает, что члены Opus Dei практикуют кровавые умерщвления плоти (см. стр. 12, 14, 29, 31, 73, 89, 127-28, 195, 276-79, 293). Несмотря на тот факт, что история показывает, что некоторые католические святые поступали так, члены Opus Dei не делают этого.

Католическая Церковь советует людям практиковать умерщвление плоти. Тайна страданий Иисуса Христа показывает, что добровольная жертва имеет трансцендентную ценность и может принести духовные блага другим. Добровольная жертва также приносит личные духовные блага, предоставляя силы для сопротивления соблазну ко греху. По этим причинам Церковь предписывает соблюдение поста в определённые дни и также рекомендует другие виды благочестивых практик умерщвления плоти.

Умерщвление плоти никоим образом не стоит в центре христианской жизни, но никто не может приблизиться к Богу без него: «Нет святости без жертвы и духовной борьбы» (Катехизис Католической Церкви, № 2015).

В области умерщвления плоти, Opus Dei отдаёт предпочтение малым жертвам в сравнении с экстраординарными, придерживаясь духа интеграции веры в мирскую жизнь. Например, члены Opus Dei пытаются приносить малые жертвы, такие как сверхурочный труд на своей работе, тогда когда они устали; или они иногда специально пропускают какое-либо маленькое удовольствие; или оказывают помощь оказавшимся в нужде. Некоторые члены Opus Dei также ограниченно используют власяницу и розги, виды умерщвления плоти, которые всегда имели место в католической традиции из-за их символической связи со Страстями Христовыми. Церковь учит тому, что людям следует разумно заботиться о своём физическом здоровье, и любой человек с опытом в этой области знает, что эти практики ни в коем случае не вредят ничьему здоровью. Описание власяницы и розог во многом преувеличено: просто невозможно так навредить кому-либо, как это описано.

4. Opus Dei и сектантство

В различных местах, «Код Да Винчи» описывает Opus Dei как «секту» или «культ» (так см. стр. 1, 29, 30, 40, и 279). Факт состоит в том, что Opus Dei – полностью интегрированная часть Католической Церкви и не имеет доктрин или практик не предусмотренных Церковью. Нет определения или теории, академической или обиходной, которая давала бы основания для применения бранных по сути слов «секта» или «культ» в отношении Opus Dei. Opus Dei – это институт Католической Церкви, который пытается помочь людям интегрировать их веру в повседневную деятельность.

Как персональная прелатура (организационная структура Католической Церкви), оно дополняет работу местных католических приходов предоставляя людям дополнительное духовное образование и руководство. Opus Dei было основано в Испании в 1928 г. католическим священником, Св. Хосемария Эскривa, и стало там развиваться при поддержке местных епископов. Оно окончательно было одобрено Ватиканом в 1950 г. и начало распространяться во многих странах по всему миру. На сегодня Opus Dei насчитывает около 83000 членов (3000 из них в Соединённых Штатах) и 2000 священников. Несколько миллионов людей по всему миру участвуют в его программах и деятельности, которая проводится более чем в 60 странах.

«Код Да Винчи» также содержит мелодраматические утверждения, из которых следует, что Opus Dei применяет «промывание мозгов», «принуждение» и «агрессивное рекрутирование» (стр. 1, 29, 325, 415), нечестно пытаясь измазать Opus Dei ваксой той же щёткой, что используется против групп более заслуживающих подобные эпитеты.

Opus Dei предлагает людям отдать свои жизни Богу, следуя особому пути служения в Католической Церкви. Чья-либо жизнь может быть свободно посвящена лишь по решению, идущему из самого сердца, а не принятого под внешним давлением: давление было бы и не правильным и не эффективным. Opus Dei всегда уважает свободу и своих членов, и своих будущих членов, и всех с кем имеет дело. Демонстрируя свою веру в важность свободы, Opus Dei располагает методами обеспечения свободного и осознанного принятия решений о вступлении в эту организацию. Например, никто не может заключить соглашение о постоянном членстве в Opus Dei без предварительного прохождения в течение шести лет систематического и общеобязательного инструктажа относительно того, что влечет за собой членство. Более того, никто не может заключить ни временное соглашение до достижения 18 лет, ни соглашение о постоянном членстве до достижения 23 лет.

5. Opus Dei и женщины

«Код Да Винчи» говорит о штабе Opus Dei в США: «Мужчины входят в здание через главный вход на Лексингтон авеню. Женщины входят со стороны переулка» (стр. 28). Это не точно. Люди, будь то мужчины или женщины, пользуются входами, ведущими в каждую из секций того здания, которое они посещают. Здание состоит из отдельных секций, по той простой причине, что одна секция содержит в себе резиденцию для незамужних женщин, а другая для неженатых мужчин. Но эти секции не сегрегированы по половому признаку, и на Лексингтон авеню выходит как раз женская, а не мужская секция, в противоречие тому, о чём говорится в книге. (Заметьте: Книга часто так же неточно называет это здание Opus Dei «всемирным штабом»).

«Код Да Винчи» так же утверждает, что женщин-членов Opus Dei «принуждают бесплатно убираться в залах мужских резиденций» и что они имеют более низкий в сравнении с мужчинами статус (стр. 41, 415-16). Это не правда. Opus Dei, как и Католическая Церковь в целом, учит, что женщины и мужчины обладают равным достоинством и ценностью, и все его практики согласуются с верой в это. Женщины-члены Opus Dei заняты в самых разных профессиях, как в тех, которые общество воспринимает как престижные, так и в тех которые общество в наши дни недооценивает, таких как ведение домашнего хозяйства или работа по дому.

Opus Dei учит, что любая честная работа, сделанная с любовью к Богу, равноценна. Некоторые женщины-нумерарии Opus Dei сделали свободный выбор профессии заботясь о центрах Opus Dei, и женских и мужских. Они также обслуживают конференц-центры, где проводится деятельность в сфере культурного и духовного образования. Эти женщины профессионально подготовлены и получают плату за свои услуги, которые включают украшение интерьера и другую высоко квалифицированную работу. Многие тысячи людей, посещающих духовные образовательные мероприятия в центрах Opus Dei могут засвидетельствовать их профессионализм. «Код Да Винчи», однако, содержит инсинуацию, согласно которой эта работа якобы недостаточно достойна и ценима и унижает этих женщин.

6. Opus Dei и Банк Ватикана

В «Коде Да Винчи» говорится, что Opus Dei получил статус персональной прелатуры как награду за спасение Банка Ватикана от банкротства (стр. 40-41, 415-416). Ни Opus Dei ни кто-либо из его членов не помогал Банку Ватикана.

Церковные Власти сделали Opus Dei персональной прелатурой в 1982 так как они сочли эту новую каноническую категорию наиболее подходящей для миссии и структуры Opus Dei.

В любом случае, статус персональной прелатуры не представляет из себя ничего особенного: это просто одна из нескольких канонических категорий, которыми располагает Церковь для обозначения своих институтов, осуществляющих специальную пастырскую деятельность. В противоречие значению, приводимому в книге, статус персональной прелатуры ни коим образом не подразумевает особого расположения со стороны Папы, или того, что члены Opus Dei находятся не под властью своих местных епископов.

7. Канонизация основателя Opus Dei

«Код Да Винчи» утверждает, что Церковь пренебрегла своими положениями о канонизации для того, чтобы по «упрощённой схеме» признать святым основателя Opus Dei (стр. 40-41). Канонизация Св. Хосемария Эскрива в 2002 произошла через 27 лет после его смерти (а не через 20, как утверждается в книге). Он был одним из первых, кто подлежал канонизации после принятия Кодекса канонического права 1983 года, регулирующего процедуру канонизации, и поэтому всё прошло быстрее, чем это было обычно раньше. Мать Тереза была канонизирована даже быстрее, будучи беатифицированной всего лишь спустя 6 лет после своей смерти (Эскрива был беатифицирован через 17 лет). Даже по старым правилам, канонизация св. Терезы Малой длилась в течение 27 лет, примерно так же как и Эскрива.