О воспитании скромности (I)

Скромность стоит на страже личного пространства мужчины и женщины, наиболее ценного, что есть в нас, с тем, чтобы проявиться в нужное время и в нужный момент.

Семейная жизнь
Opus Dei - О воспитании скромности (I)

Что такое скромность? С первого взгляда это чувство стыдливости, которое защищает наше интимно личное от чужих взглядов. Для многих это просто непроизвольная защита против непорядочности и немало людей сегодня отождествляют её с излишней застенчивостью. Тем не менее, эта концепция несколько однобока. Легко оценить скромность, когда мы просто говорим о ней, но, когда это не касается личности или чего-то интимного, скромность теряет свою роль. У животных её нет.

Скромность как чувство имеет огромную ценность, потому что она предполагает осознание личного пространства, а не просто «публичное» существование.

Более того, она не соотносится только к вещам неприличным и плохим. Скромность также касается и вещей вполне положительных – например, вполне естественная стеснительность демонстрировать полученные подарки.

Скромность как чувство имеет огромную ценность, потому что она предполагает осознание личного пространства, а не просто «публичное» существование. Но подлинная добродетель скромности, основанная на таком чувстве, также достижима. Эта добродетель позволяет нам выбрать, где и когда открывать свою внутреннюю сущность тому, кто может отдать должное этому.

Ценность личного пространства

Скромность, следовательно, имеет глубокую антропологическую ценность. Скромность стоит на страже личного пространства мужчины и женщины, наиболее ценного, что есть в нас, с тем, чтобы проявиться в нужное время и в нужный момент, вернее, будет уместным. В противном случае с человеком будут неправильно обращаться, или, по крайней мере, не уделят должного внимания. Скромность также способствует самоуважению, что является важнейшим аспектом правильно продуманной любви к самому себе. Папа Иоанн Павел II сказал «своей скромностью человек показывает почти «инстинктивно» утверждение и подачу своего «я», согласно истинной ценности» [1]. Недостаток скромности показывает, что личное пространство не рассматривается как уникальное или уместное, и ничего нет такого особенного, что заслуживает сокрытия от других людей.

Красота скромности

Слово «скромность» (в смысле чувства или добродетели) можно применить по-разному. В прямом смысле оно относится к защите своего тела; в более широком смысле оно охватывает другие аспекты сокровенного, например, выказывание своих эмоций. В каждом случае скромность защищает тайну человека, его или её любовь [2].

Одежда также служит для выражения внутренней сущности, она служит для выражения облика человека и ожидаемого уважения от других.

В общем смысле можно сказать, что скромность предполагает осознание, что есть наиболее сокровенное в нас. В отношении телесного, внимание уделяется особенностям присущим человеку (лицо, руки, взгляды, жесты…). Одежда также служит для выражения внутренней сущности, она служит для выражения облика человека и ожидаемого уважения от других. Элегантность, хороший вкус, чистота и аккуратность являются первыми признаками скромности, вызывающие уважение окружающих. Поэтому недостаток этого качества часто ведёт к недостатку утончённости и личной гигиены. Прелат Опус Деи часто призывает нас «всячески добиваться скромности, внося вклад в создание и распространение модной одежды, уважающей человеческое достоинство, выражать протест против навязывания такой моды, которая не уважает истинную красоту» [3].

Что-то подобное происходит и в духовных аспектах скромности. Это качество приводит в порядок наш внутренний мир, вместе с достоинством и сплочённостью людей [4]. Внимание к индивидуальности, своей или другой, позволяет воспринимать человека должным образом в различных контекстах. Следовательно, происходит гуманизация человеческих отношений, а человек становится более привлекательным. И когда разделяются определённые сферы личного, то появляется настоящая дружба.

Таким образом, обучая скромности, очень важно объяснять положительное значение этого качества. «Скромность как неотъемлемая часть человека должна изучаться на воспитательном уровне как стоящая на страже защиты достоинства мужчины, женщины и истинной любви» [5]. Когда объясняется глубинное значение скромности, т.е. сохранение своей личной индивидуальности для того, чтобы впоследствии предложить тому, кто оценит вас, то становится легче принять её практические результаты. Целью не ставятся какие-то определённые стандарты поведения для молодых людей, а осознание и ценности этого качества человеческого достоинства в глубине сердца.

Пример родителей и семейная атмосфера

Как мы уже знаем, важный элемент в воспитании - это хороший пример. Если родители или другие взрослые в доме – бабушки-дедушки подают пример скромности, дети вскоре поймут, что это утончённое качество выражает достоинство члена семьи. Например, родители могут выказывать знаки внимания друг к другу перед детьми, но проявлять осторожность в отношении жестов в момент близости. Святой Хосемария вспоминает атмосферу, созданную его родителями дома: «Они не делали ничего глупого: только короткий поцелуй. Будьте скромны перед детьми» [6]. Это не означает скрывать любовь под маской холодности, но стремление показать детям необходимость соблюдать приличия в поведении, не относящиеся к притворству.

Однако проявление скромности на этом не заканчивается. Взаимное доверие в семье нужно совмещать с уважением к достоинству каждого члена семьи. Недостаточное внимание к поведению или одежде, например, если ходить весь день в банном халате или же переодеваться перед детьми приводит к снижению цивилизованности в семье. Особенно надо следить за этим летом, иногда климат, лёгкие ткани и отпускное время провоцирует небрежность. Понятно, что каждое время и место диктуют условия для соответствующей одежды, но надо соблюдать правила приличия. Такое поведение может иногда идти вразрез с общепринятой атмосферой, но «поэтому ты должен сформироваться таким образом, чтобы вести окружение за собой и задавать свой тон обществу, в котором живёшь» [7].

Так как скромность тесно связана с личным пространством, воспитание этого качества у молодых людей должно включать образ мыслей, чувства и намерения. Следовательно, домашний пример должен включать отношение к собственному и другому личному пространству. Например, вряд ли способствует развитию тот факт, когда в семье муссируются чужие признания или сплетни. Наряду с несправедливостью такого поведения, такие комментарии позволяют детям думать, что они имеют право вмешиваться в личные дела других людей.

В аналогичном случае родители должны быть бдительны к тому, что проникает в дом через средства массовой информации. Согласно нашей сегодняшней теме, дело не только в том, что является неприличным, чего, конечно же, надо избегать. Ещё большая проблема в том, что некоторые телепрограммы и журналы превращают интимную жизнь людей в зрелище. Иногда это подаётся в агрессивной манере, игнорируя всякую этику профессии журналиста. Иногда главные действующие лица поступают вопреки морали и удовлетворяют фривольное и даже больное любопытство. Христианская семья должна принять все меры, чтобы этот «рынок интимности» не проник в их дом. Родители должны объяснить почему они так поступают: «законное право быть собой, избегать выставления напоказ, сохранять все радости, горести и трудности внутри семьи» [8]. Такие передачи обычно оправдывают, что есть право свободы информации или согласие действующего лица, но это ограничивает человеческое достоинство. Никогда не было этично несправедливо попирать человеческое достоинство, даже если человек сам это делает.

С раннего возраста

Чувство скромности пробуждает в человеке свою индивидуальность. Маленькие дети обычно часто подвержены кратковременным чувствам и в процессе игры или в атмосфере доверия они могут с лёгкостью пренебрегать чувством скромности, даже не понимая того. Следовательно, с раннего детства надо сосредоточить усилия по воспитанию привычек, которые разовьют это качество позже. Например, прекрасно, когда дети приучены умываться и одеваться самостоятельно и не на глазах у своих братьев и сестёр. Видимо необходимо, чтобы у них выработалась привычка закрывать дверь своей комнаты во время переодевания, также запирать дверь, когда находятся в ванной.

Существуют разумные вещи, на которые возможно не обращают внимания в наши дни. Главное сформировать у ребёнка разумные привычки, которые в будущем будут способствовать развитию истинных добродетелей. Если ребёнок носится по дому без меры, родителям не следует драматизировать по этому поводу или от души смеяться (лучше посмеяться в отсутствии ребёнка). Скорее всего, им следует мягко сделать замечание и доходчиво объяснить, что так вести себя нельзя. В делах воспитания всё бывает важным, хотя бывают моменты кажущиеся неважными или не соответствующие данному возрасту.

В то же время детей надо научить уважать личное пространство других людей. Они рождаются эгоцентричными и постепенно «обнаруживают», что другие не живут для них и эти другие заслуживают такого обращения, какого они хотели бы. Такое постепенное воспитание можно осуществлять, обучая маленьким привычкам: постучаться в дверь и дождаться разрешения войти; или объяснить, что дети должны выйти из комнаты, когда их просят, чтобы взрослые могли поговорить. Также надо отучить от детского эгоизма при использовании туалетных и других комнат. Таким образом, они привыкнут ценить личное пространство других в процессе восприятия собственного внутреннего мира.

Итак, основы должны быть заложены таким образом, что когда они вырастут, они научатся уважать других людей за то, кем они есть, Божьими детьми. И они достигнут «добрую скромность, которая сохраняет глубины души для сокровенной связи между человеком и Богом-Отцом, между ребёнком, старающимся стать абсолютным христианином и Матерью всегда крепко обнимающую в руках своё дитя» [9].

Х. де ла Вега



[1] См. Св. Иоанн Павел II, Аудиенция, 19 Декабря 1979 г.

[2] См. Катехизис Католической Церкви, 2522.

[3] Епископ Хавьер Эчеваррия, запись семейной встречи в Испании, 7 Февраля 2004 г.

[4] См. Катехизис Католической Церкви, 2521.

[5] Конгрегация католического образования, Учебное пособие о человеческой любви, 1 ноября 1983 г., н. 90.

[6] Св. Хосемария, запись семейной встречи в Буенос Аирес, 26-VI-1974.

[7] Св. Хосемария, Путь, 376.

[8] Св. Хосемария, Христос проходит рядом, 69.

[9] Св. Хосемария, La Virgen del Pilar, в "El libro de Aragón," 1976 г.