Хорошие манеры

Вежливые манеры нужны обществу, они приучают нас быть цивилизованными по отношению к другим. Вежливость, учтивость и обходительность это «младшие сёстры» более высоких достоинств.

Семейная жизнь
Opus Dei - Хорошие манеры


Человеческие добродетели лежат в основе духовных и также обусловливают людские обычаи и традиции, к которым обычно относятся вежливость и хорошие манеры.

Если взглянуть на развитие манер с исторической точки зрения или как они варьируются в разных странах, мы можем прийти к выводу, что таковые являются просто общепринятыми и могут быть изменены по желанию. И всё же некоторые базовые аспекты этикета остаются неизменными. Мы все слышали такие высказывания как: «Судя по воспитанию, он из хорошей семьи», или «Какой воспитанный ребёнок!»

Человеческие добродетели лежат в основе духовных и также обусловливают людские обычаи и традиции, к которым обычно относятся вежливость и хорошие манеры. Возможно обходительность, обеспечивающая приятное взаимное общение, не самое главное достоинство, но она вызывает сердечность, сопереживание и понимание, что является важным для общения с другими людьми.

Вежливые манеры нужны обществу, они приучают нас быть цивилизованными по отношению к другим. Вежливость, учтивость и обходительность это «младшие сёстры» более высоких достоинств. Для них характерно то, что без них наше общение с другими было бы малоприятным. К тому же грубый и невоспитанный человек едва ли будет милосердным.

Глядя на Иисуса

В какие-то моменты, когда мы поступаем неправильно, мы можем спросить самих себя: «Что люди обо мне могут подумать?» или «Почему я так поступил?» или «Как же плохо я поступил!»

В одном отрывке из Евангелия описываются два противоположных мнения «уважаемого» персоны того времени и грешной женщины[1]. Как-то Симон фарисей приготовил трапезу, предназначенную для приглашённого гостя, которого посчитали одним из пророков. Конечно Симон беспокоился о том как рассадить гостей, как подавать блюда, какую еду подавать и о чём беседовать за столом с Учителем. Он хотел выглядеть безупречным в глазах важных гостей и своим главным гостем. Но он пропустил некоторые малозначительные детали этикета, на которые Господь обратил внимание.

Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги[2].

На первый взгляд, вроде мелочь, но Иисус, совершеннейший Бог и Человек обратил на это внимание. Св. Хосемария, глубоко осознавший Воплощение Божьего Сына, комментирует этот эпизод так: Иисус «приходит спасать, а не разрушать природу человека. От Него мы узнаём, что плохо обращаться с людьми – это не по-христиански, так как они тоже Божьи создания, сделанные по образу и подобию Его (Быт. 1:26)»[3].

Здесь мы находим практические указания для тех, кто желает и стремится к святости, все возможные пути земные. Более того, наш Господь возвысил человеческую природу со всеми её стремлениями и способностями. Нет ничего, что бы вы не могли предложить Богу, даже если это малые и повседневные дела: Что бы ты не вкушал и не пил, или что бы ты не делал, всё делай для Славы Божьей[4]. Все честные дела воздаются, а когда они выполняются в союзе с Ним, они воздаются вдвойне.

Благодеяния имеют человеческую природу и свойственны человеку; но нетрудно заметить, что человек не является полностью изолированным и он не одинок. Мы живём в миру и сосуществуем с другими людьми. Мы независимы и в то же время зависим друг от друга: «мы всегда либо помогаем, либо поддерживаем друг друга. Мы все звенья одной цепи»[5].

Человеческим достоинствам также присущ социальный аспект. Добродетели существуют не напоказ или для возвышения своего эго, а в конечном итоге служат другим. Почему нам легко с одними людьми, а с другими нет? По всей вероятности это потому что один человек слушает нас и понимает; он или она никогда не спешит и излучает спокойствие, не проявляет властности, а выказывает нам уважение, тактичен и не задаёт вопросы просто из любопытства.


Социологи провели анкетный опрос среди мальчиков и девочек, где пункт «совместная семейная трапеза» был ими отмечен как наиболее важный.

Тот, кто знает, как ладить с людьми, сопереживать, предлагать, проявлять радушие и мир – уже на пути становления истинной добродетели. Иисус нас учит, что когда отсутствуют определённые условия, учтивое межличностное общение приходит в упадок. Проявление обходительности к другим – самая лучшая ваша рекомендация. А то, что мы называем «добродетелями социального взаимоотношения» есть необходимое условие и оправа для драгоценного милосердия.

Застольные манеры

В последнее время во всех слоях общества отец и мать работают вне дома. Обе зарплаты нужны чтобы сводить концы с концами. Сложно выкроить время для совместного семейного общения.

Это не то, чтобы идеализировать то время, когда было принято всей семьёй собираться за столом. Не всегда трапезы проходили спокойно среди пререкающихся детей, их капризов по поводу еды и родительских выговоров… Всё это происходит и в наши дни, так как мало что изменилось. Но теперь вопрос в том, чтобы уметь воспользоваться возможностями, которые предлагает жизнь, и постараться повернуть обстоятельства в нужное русло.

Как часто мы пытались превратить повседневный ужин или воскресную трапезу в семейную встречу? Социологи провели анкетный опрос среди мальчиков и девочек, где пункт «совместная семейная трапеза» был ими отмечен как наиболее важный. Если мы пребываем с теми, кто нас любит, сопереживает и понимает нас, мы учимся социальному общению и посвящать себя другим. Следовательно, внутрисемейные отношения становятся более тесными, как следствие, родители лучше понимают своих детей и смогут предотвратить возможные трудности.

Семейные трапезы часто обучают вежливым застольным деталям: «Я буду признателен, если принесёшь соль». «Ты вымыл руки перед едой?» «Сиди прямо за столом и не скрещивай ноги». «Ты не помог бы брату накрыть на стол (убрать со стола)? «Хлеб не выбрасывают». «Держи вилку как следует». «Отрезай от мяса маленькие кусочки и не разговаривай с полным ртом». «Ешь, но не объедайся, клади себе еду разумно и доедай всё до конца, нравится тебе это или нет». «Суповую ложку надо подносить ко рту, а не склоняться к тарелке». «Не хлюпай когда пьёшь». «Не ставь локти на стол».

Эти застольные напоминания можно варьировать в зависимости от ситуации, но в целом они универсальны. Они кажутся нудными и необязательно всё время твердить одно и то же. Но если сделать их доброжелательными, то это только покажет нашу заботу о других. Такие мелочи выражают вежливость, этикет и гигиену и позволяют сделать трапезу приятной для всех.

За столом человек обучается таким основным навыкам как чувство меры, когда надо брать еду из общего блюда, так как другие тоже ждут его; также стараться избегать перекусов вне трапезного времени и ценить еду, которую подают. Более того, когда едите вместе – это не просто социальное событие, а это и есть культура в самом прямом смысле.

Как многие авторы подчёркивают, культура приравнена к ритуалу (культ) или поклонение. Воздать должное поклонение Богу свойственно человеческой природе и становится культурой выраженной в ритуалах и в общественных учреждениях. Какой прекрасный способ воздать хвалу Богу, когда молитва предвосхищает «ритуал» еды; когда мы просим Божьего благословения для семьи и даров, которые собираемся вкушать; когда мы благодарим Его за хлеб наш насущный и молимся за тех, кто приготовил еду, также молимся за нуждающихся. Воздать хвалу – это привычка, вносящая в дом понимание Божьего присутствия, Он учит нас благодарить за то, что мы получаем, а также уважать других в наших ежедневных контактах.

Соблюдение хорошего тона

За столом и в кругу семьи дети готовятся к жизни в обществе. Они обучаются тому, когда им вступать в разговор или подождать своей очереди, как одеваться соответственно случаю.

Очень важно знать, как одеваться соответственно случаю. Чтобы выглядеть прилично, совсем необязательно одеваться в дорогие и модные одежды, достаточно чистой и хорошо отглаженной одежды. Дети обучаются этому дома глядя на аккуратно и элегантно одетых родителей. Надо различать формальный ужин, трапезу среди друзей или ужин в тесном семейном кругу. Одно дело плохо одет прохаживаться по коридорам дома, другое – сразу же одевать халат, как только встал с постели.

Во время еды в семейном кругу дети могут рассказывать о событиях в школе, а родители могут дать совет как поступать в том или ином случае. Здесь предоставляется возможность разделить интересы, предложить пойти в поход в горы или же рассказать что-то из истории и занять детей занимательными рассказами. Можно запланировать поход или культурное мероприятие и постепенно привить ребёнку семейные, религиозные, патриотические и культурные традиции. Детей воспитывают не повышать голос и не кричать, также не перебивать разговор и не навязывать свою точку зрения или капризы.

В семье мы учимся относиться друг к другу с учтивостью. Никто не одевается неряшливо и не поглощает пищу с жадностью. За столом члены семьи передают тарелку друг другу и внимательны ко всем за столом. Хлеб и воду вначале предлагают другому члену семьи, потом обслуживают себя, обязательно говорить «спасибо», это служит взаимопониманию, а это способствует настроению и улыбке.

После дружной семейной трапезы мы становимся счастливее, но не радостью здорового животного[6], а потому что разделили трапезу с любимыми близкими. Мы обогатились в личностном и моральном плане.

Такое поведение формирует нас, ориентирует нас к Богу и другим людям. Мужчины и женщины связаны друг с другом и уважают себя, являясь хозяевами своей души и тела.

Они ведут себя естественно, благоразумно и с чувством меры в разных ситуациях. Они упорны в искренней дружбе, работе, в поставленных целях. Они склонны давать, чем брать. В итоге, они становятся щедрыми.

Х.М. Мартин

Перевод: Римма С.



[1] См. Лк 7, 36.

[2] Лк 7, 44-46.

[3] Св. Хосемария, Друзья Божие, 73.

[4] 1 Кор 10, 31.

[5] Св. Хосемария, Друзья Божие, 76.

[6] См. Св. Хосемария, Путь, 659.