Что такое персональная прелатура?

По случаю 25 годовщины присвоения Opus Dei статуса персональной прелатуры проф. Карлос Хосе Эррасурис отвечает на вопросы, касающие статуса персональной прелатуры.

Персональные Прелатуры

 1. Что такое персональная прелатура?

 Персональная прелатура – это часть Католической Церкви в том смысле, что она состоит из верных и устроена иерархиески (во главе персональной прелатуры стоит прелат, который является началом единства прелатуры). Персональная прелатура еще состоит из священников и дьяконов, сотрудничающих с прелатом. Специфичность персональной прелатуры состоит в том, что она содействует росту христианской жизни в людях и поддерживает евангелизаторское задание церкви дополнительным образом по отношению к епархиям, к которым не перестают принадлежать члены персональной прелатуры.

 

Дополнительная функция персональной прелатуры проявляется по-разному, но она всегда связана с духовным благом верных. Например, когда есть желание содействовать более активному участию эммигрантов в церковной жизни учреждается прелатура с подготовленным клиром, способным удовлетворить их специфичные нужды. В случае Opus Dei церковная реальность, возникшая от особой харизмы (т.е. от дара Божия Церкви), воплощает в себе характерные черты, свойственные персональной прелатуре. 

2. Как учреждается персональная прелатуа?

Сама Церковь, представленная Папой, принимает решение создать персональную прелатуру, советовавшись с заинтересованными конференциами епископов, с целью служить душам более эффективно. Естественно, это решение предполагает наличие составляющих компонентов персональной прелатуры: 1) общины верных, во главе которой стоит прелат; 2) клира, который помогает ему в его пастырской работе; 3) специфичной церковной реальности. 

 3. Давно ли существует статус персональной прелатуры в Церкви?

 

Хотя и раньше существовали церковные структуры персонального типа, (напр., военные викариаты), статус персональной прелатуры – плод евангелизаторского импульса II Ватиканского Собора. Позже этот статус был введен в современный Кодекс канонического права. Первая персональная прелатура – персональная прелатура Opus Dei, учрежденная Иоанном Павлом II посредством апостольской Конституцией «Ut Sit» от 28 ноября 1982 г. 

 4. На сегодняшний день кроме Opus Dei еще есть персональные прелатуры?

 На сегодняшний день существует только одна персональная прелатура – персональная прелатура Opus Dei. Тот факт, что до сих пор не были учреждены другие персональные прелатуры объясняется тем, что статус персональной прелатуры – новый статус в Церкви и нужно, чтобы персональные прелатуры были зрелыми и гормонично вписывались в епархии, в которые они действуют. Впрочем, существуют другие церковные структуры (напр. военные ординариаты), обладающие чертами персональности и дополнительности.

5. В чем похожи и в чем отличаются персональные прелатуры от епархий, монашеских орденов и движений?

Нужно помнить всегда, что все церковные структуры, хотя они отличаются друг от друга по своей сущности, приобщаются к той же самой жизни и той же самой цели единной Церкви. Все эти стуктуры призваны пребывать в том же церковном общении и развивать отношения взаимной любви.

 Персональные прелатуры, как и епархии, являются общинами верных и обладают иерархической сущностью. Епархии – отдельные церкви, охватывающие всех верных одной территории. Персональные прелатуры действуют в одной или многих епархиях, с которыми они сотрудничают, исполняя свою специфичную и дополнительную церковную функцию.

Внутри Церкви верные властны создавать структуры ассоциативного типа, которые, не будучи общинами с иерархической сущностью, осуществляют определенную церковную функцию. Некоторые из них, напр., братства или благотворительные организации, не требуют от своих членов особого призвания. Другие же, напротив, требуют личного призвания, благодаря которому члены этой организации приобщаются к специфичной харизме. Ордена и монашеские конгрегации состоят из верных, которые, движимые особой харизмой, связывают свою жизнь и свое апостольство с публичным и официальным свидетельством о радикальных требованиях Евангелия.

 

Движения – это структуры ассоциативного типа, связанные с определенной харизмой, и в основном состоящие из верных мирян, живущих в миру, и поддерживающих между собой братские и апостольские отношения. 

 

6. Чем являлся Opus Dei перед тем, как он стал прелатурой? Чем отличается устав 1950 г. от современного устава?

 Со времени его основания 2 октября 1928 г. Opus Dei являлся в сущности, хотя и в зачаточном состоянии, тем, чем является на сегодняшний день: состоящей из верных и иерархически устроеной частью Церкви, ведь во главе его стоял основатель – св. Хосемария Эскрива, священник. Эта церковная структура вселенского масштаба, разумеется, нуждалась в одобрении Церковью, и нужно было, чтобы Святой Престол даровал ей юридическую форму иерархической структуры. Это был долгий процесс, ведь Opus Dei был новым явлением в жизни Церкви.

 До момента его учреждения в качестве персональной прелатуры (этот статус целиком и полностью соответствует реальности Opus Dei), Opus Dei был одобрен в качества секулярного интитута. Из этого явствовало, что все верные – священники и миряне – принадлежат одной и той же церковной реальности. Более того, этот статус предоставлял определенную власть священнику, стоящему во главе организации. В уставе 1950 г. верно выражалась реальность Opus Dei, но поскольку этот устав должен был удовлетворить требования статуса секулярного интитута, сохранились определенные моменты, не соответствовавшие мирской реальности, присущей харизме Opus Dei.

7. С тех пор, как Opus Dei стал прелатурой, обладает ли он большей автономией? Можно ли сказать, что Opus Dei есть церковь внутри церкви?

 

Часть Церкви не может быть «церковью внутри Церкви». Напротив, каждая из частей содействует общению с Вселенской Церковью. Верный Opus Dei чувствует себя и в самом деле является живым членом Вселенской Церкви и епархии, в жизни которой он участвует, как любой их верных. Более того, надо учесть, что прелатура Opus Dei, в отличие от того, что иногда бывает с другими прелатурами, не стремится к осуществлению обычной пастырской работы (т.е. к совершению крещений, миропомазаний, венчаний, похорон, и.т.д.). Напротив, главное для прелатуры Opus Dei – обучение ее членов и тех, кто участвует в ее образовательных мероприятиях (посредством встреч, уединений, изучения Свящ. наук, личного духовного руководства, и.т.д).

 Законная автономность Opus Dei, необходимая для осуществления его церковной миссии, как и впрочем автономность, присущая каждому верному и каждой церковной структуре, - это всегда автономность в общении с Вселенской Церковью, с Римским Понтификом, с отдельными Церквами и поместными епископами. В этом смысле Opus Dei как прелатура обладает автономностью, свойственной организациям, относящимся к иерархическому устроению Церкви (глава этих организаций обладает епископской властью). Подобная автономность отличается от автономности организаций, относящихся к ассоциативной структуре.

8. Какова миссия прелатуры Opus Dei? Какова особенность этой миссии?

 Миссия прелатуры Opus Dei – это миссия Вселенской Церкви, осуществляющаяся согласно специфичной харизме освящения и апостольства в профессиональной работе и повседневной жизни. Особенность этой харизмы и этой миссии, как и бывает с каждой харизмой, то, что она – дар Божий, дар Божий св. Хосемарии, его духовным чадам и тем, которые каким-то образом связаны с этим даром. То, что из этой харизмы возникает прелатура – это не результат простого решения, основанного на соображениях целесообразности. Нет, прелатура исходит из самой реальности этой харизмы, которая требует общины верных, иерархически утроенной.

9. Кто руководит прелатурой?

 Как любая прелатура Opus Dei управляется прелатом и его наместниками (викариями) с помощью различных советов (на разных уровнях), в которых сотрудничают верные (многие из них миряне), мужчины и женщины. Кроме того, миряне играют непосредственную роль в организации и осуществлении образовательных мероприятий Opus Dei.

10. Как прелатура финансируется?

 Прелатура Opus Dei финансируется таким же образом, как и епархии и другие прелатуры: прежде всего взносами ее верных и людей, которые материально участвуют в ее миссии. Апостольские начинания, связанные с прелатурой в сфере образования, здравохранения, социальной помощи и т.п., в которых прелатура отвечает только за их христианскую ориентацию, финансируются как любые другие организации с такими же целями, существующие в каждой стране.

 

11. Кому подчиняется прелат Opus Dei? Кто назначает его?

 Прелат Opus Dei и сама прелатура зависят, как и все церковные округа, от Святого Престола, т.е. от Римского Понтифика и от Конгрегации по делам епископов, которая помогает Папе в вопросах, касающихся епархий и прелатур.

 Прелат Opus Dei назначается Папой, после того как верные прелатуры, в согласии с уставом, высказали свое мнение о том, кто среди священников прелатуры более всего достоин выполнять эту функцию. Римский Понтифик властен рукоположить прелата во епископы. Хотя это рукоположение не обязательно, оно вполне целесообразно, ведь прелат – пастырь, выполняющий иерархическую миссию. В самом деле, два первых прелата – о. Альваро дель Портильо и о. Хавиер Эчеваррия – получили епископкую хиротонию.

 

12. Миряне принадлежат к прелатуре, или к ней принадлежат только священники?

 Те и другие одинаково принадлежат к прелатуре. В Церкви, как и в любой из ее частей все верные равны с точки зрения их достоинства и миссии как христиане, но в то же время есть существенное различие: не все верные священники. Это различие является фундаментом органического сотрудничества священников и мирян в единственной миссии Церкви. Понимание Opus Dei как учреждение, состоящее из одних священников есть искажение реальности Opus Dei и искажение сути этого нового явления каким являются прелатуры. Нельзя рассматривать прелатуры как ассоциации священников, инкардинированных в них. Подобные учреждения важны для жизни Церкви, но они существенно отличаются от прелатур своим ассоциативным и клерикальным характером.

 

С прелатурой Opus Dei неразрывно связана ассоциация священников – Священническое Общество Святого Креста. Работа Священнического Общества Святого Креста касается лишь духовной жизни его членов, она не касается их пастырской работы, которая не меняется при вступлении в Общество. Членами этой ассоциации являются священники прелатуры и другие епархиальные священники, получившие призвание к Opus Dei, чтобы освящаться в их священнической жизни. Они не составляют отдельную группу, но прилагают усилия, чтобы их священническое служение было с каждым днем более эффективным, в полном и сердечном послушании епархиальному епископу, единственному церковному авторитету от которого они зависят, и в братском союзе со всеми другими священниками.

 

13. Какова разница между обычным католиком, более или менее практикующим, и членом Opus Dei?

 Разницы нет, поскольку член Opus Dei – обычный католик, получивший специфичное призвание в рамках общего христианского призвания, чтобы стать членом духовной семьи и стараться быть лучшим христианином и участвовать в миссии Церкви. Это призвание не отличает его от других людей, ведь оно не изменяет его жизнь внешне; здесь нет внешнего церковного знака следования за Христом, что свойственно призванию монашествующих. Секулярность – очень важный момент для членов Opus Dei, также для тех членов, для которых целибат является частью их призвания. Если под обычным католиком подразумевается католик, который отказывается от личных обязанностей перед Христом и Церковью, то, конечно, верные Opus Dei не узнают себя в этом католике. Верные Opus Dei призваны напомнить всем людям о том, что обычный ученик Христа безусловно следует за Ним соблюдая образ жизни, который порою может казаться необычным для тех, кто не смотрит на него с подлинно христианской точки зрения.

 

14. Как это возможно, что требуется особое призвание, чтобы стать членом прелатуры?

 

Призвание – не главное в персональных прелатурах, ведь персональная прелатура может создаваться по разным соображениям, часто – по соображениям социального характера.

Однако, требуется призвание там, где определенная церковная структура предполагает призвание, как это имеет место в Opus Dei. В этом случае, Церковь признает и содействует реальности, которая от Святого Духа. Без этого признания прелатура Opus Dei перестала бы существовать. 

 

15. Какие обязанности принимает на себя человек, который присоединяется к Opus Dei?

Присоединение к прелатуре Opus Dei связано с личным призванием человека. Присоединение предполагает обязанность исполнять все, что связано с этим призванием. В своих внешних проявлениях эти обязанности касаются исключительно церковного аспекта жизни человека, они не касаются ее земного момента. Речь идет об обязанностях, относящихся к духовной жизни, личному образованию, активному участию в апостольских мероприятиях, проводимых прелатурой. Поскольку речь идет исключительно о сферах, в которых человек обладает полной свободой выбирать тот или другой путь, его обязанности по отношению к прелатуре гармонично совмещаются с его обязанностями по отношению к Вселенской Церкви и особой Церкви, и с другими обязанностями, которые он свободно принял на себя. Связь с Opus Dei как раз помогает ему исполнять совокупность всех обязанностей, которые он принял на себя как в Церкви так и в гражданском обществе.

Для некоторых членов в эти обязанности входит и апостольское безбрачие и безусловная готовность участвовать в апостолькой деятельности прелатуры. 

 

16. На институциональном уровне, каковы отношения Opus Dei с епархией? В своей пастырской деятельности работает ли Opus Dei как монашеские ордена? 

 Жизнь прелатуры сильно вписывается в жизнь каждой епархии. Прелатура поддерживает непрерывные отношения с епархией и ее епископом. Чтобы начинать работу прелатуры в епархии или открывать в ней центры нужно разрешение епископа. Но главное – постоянная связь с епископом, которая содействует полному единению прелатуры с епархиальной жизнью и с пастырскими целями епархиального епископа.

 

Прелатура Opus Dei пребывает в общении со всеми церковными структурами, присутствующими в епархии. В рамке законной церковной автономности каждой из этих структур, жизнь епархии предлагает множество возможностей для общения и сотрудничества. Надо помнить всегда, что Opus Dei не является отдельной группой внутри епархии. Он не является ассоциацией и не действует как ассоциация. Его члены вольны участвовать в ассоциации с секулярным (не монашеским) характером.

 

17. Чем работа членов Opus Dei полезна для епархии?

 Работа и жизнь членов Opus Dei, если они остаются верными своему призванию, составляет часть духовного и апостолького блага епархии, в которой они работают. Содействие членов Opus Dei благу епархии – то же самое можно говорить о содействии подавляющего большинства христиан – основывается на мирской жизни (семье, культуре, экономике, политике, и.т.д.), в которой члены Opus Dei обладают той же свободой и автономностью, как и другие люди, и стараются жить по Евангелию, т.е. служить душам во имя Бога.