​Что означает девственность Марии?

Один из 23 вопросов об Иисусе Христе и ответов на них, подготовленных группой теологов из Университета Наварры.

Вопросы об Иисусе и о Церкви
Opus Dei - ​Что означает девственность Марии?

В первых двух главах Евангелий от св. Матфея и от св. Луки со всей определенностью говорится, что Дева Мария зачала Своего Сына без участия мужчины.

«...Родившееся в Ней есть от Духа Святого», - говорит ангел св. Иосифу, Обручнику Пресвятой Богородицы (Мф 1, 20). После того, как Мария спросила у ангела : «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» - ангел ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». (Лк 1, 34-35)

Позднее, Иисус доверил заботу о Своей Матери св. апостолу Иоанну, ученику, которого Он любил, стоявшему вместе с Ней у подножия креста. Отсюда следует, что у Владычицы нашей не было других детей.

В Евангелиях иногда упоминаются «братья и сестры» Иисуса, что может запутать читателя. Однако истинный смысл этих слов становится вполне понятным, если учесть, что в буквальном переводе с иврита они означают «близкие родственники». Возможно, также, употребление их в том значении, в котором эти слова часто используются в Новом Завете: когда говорят о группе верующих (Деян 1, 15).

Церковь всегда верила в девственность Марии и назвала Ее Приснодевой. (Lumen Gentium, 52) То есть, Церковь всегда была уверена в том, что Богородица сохраняла девственность до, во время и после рождения Сына, как утверждается в традиционной формуле, полной благочестия.

Мы объясняем девственное зачатие Иисуса действием силы Божьей: «...Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». (Возможен и другой вариант перевода этого стиха: «...Ибо с Богом нет ничего, что было бы невозможным». - Прим. переводчика.) (Лк 1, 37)

Как таковое, подобное явление превосходит человеческое понимание. Эта тайна не имеет ничего общего с языческими мифологическими представлениями, в которых бог, действуя как мужчина, оплодотворяет женщину. Девственное зачатие Иисуса есть результат Божественного деяния, совершившегося во чреве Девы Марии, подобного сотворению мира. Обычно, такая трактовка событий не разделяется неверующими. Так, ее отвергали некоторые евреи и язычники, современники земной жизни Иисуса Христа. Эти люди сочиняли истории, намного более приземленно объясняющие Его зачатие.

В одной из подобных легенд говорится, что отцом Иисуса, якобы, был римский солдат по имени Пантерас. Это — вымышленный персонаж, высмеивающий христиан. С исторической и филологической точек зрения, имя «Пантерас» - искаженное греческое слово «Παρθένος», означающее «дева». Жители Римской Империи, говорившие по-гречески, слышали, что Иисус был «Сыном Девы» («партенос»). И когда этим людям захотелось высмеять Его, они назвали Иисуса, по созвучию слов, «сыном Пантераса».

Подобные истории только подтверждают тот факт, что ранняя Церковь придерживалась твердой веры в девственность Марии, хотя это могло показаться чем-то невозможным.

Девственное зачатие Иисуса, прежде всего, есть знак того, что Он действительно является Сыном Божьим по природе Своей. Именно поэтому у Него не было отца-человека. Вместе с тем, Иисус, также, - истинный Человек, рожденный женщиной. (Гал 4, 4) В различных отрывках из Евангелий нам открывается величие спасительного Замысла Божьего, совершающегося на протяжении всей истории человечества. Это наиболее отчетливо проявляется в родословной Иисуса Христа.

Иисус, зачатый Духом Святым без участия мужчины, может быть лучше понят, как новый Адам, новое Творение Божье. Он открывает возможность возрождения, вслед за Собою, всему человечеству и каждому человеку в отдельности, так как Иисус всех нас искупил. (1 Кор 15, 47; Ин 3, 34) Об этом читаем, например, и в Первом Соборном Послании святого апостола Иоанна, где говорится: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». (1 Ин 2, 2)

Вместе с тем, девственность Марии - это знак Ее твердой веры и абсолютного подчинения воле Божьей. По этой причине, можно сказать, что Мария зачала Иисуса в Своей душе, прежде чем во чреве. Св. Августин говорит нам следующее: «Она ...более благословенна, приняв Христа Своей верой, нежели зачав Сына во чреве». Являясь Девой и Матерью, Мария, также, есть прообраз Церкви и ее наиболее совершенное воплощение.