33. Пятая заповедь

Человек, как и Бог, существо личностное. Он был сотворен, чтобы приобщаться сокровенной жизни Бога во вечность. В этом – фундамент его достоинства. Человеческая жизнь священна.

Резюме христианского учения

33. Пятая заповедь.

Не убивай

Человек, как и Бог, существо личностное. Он был сотворен, чтобы приобщаться сокровенной жизни Бога во вечность. В этом – фундамент его достоинства. Человеческая жизнь священна. Пятая Заповедь запрещает не только убивать невинного человека, но и несправедливо наносить вред кому-либо.

Нужно почитать и любить всякого человека и его жизнь. Для христианина никто не может быть чужим или врагом. Любите врагов ваших... и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного (Мф 5,44-45).

Дети Божии должны быть милосердными со всеми людьми, ибо Отец милосерден: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5,7). Дела милосердия – это движимые любовью действия, которыми мы приходим на помощь ближнему в его телесных и духовных нуждах. Учить, советовать, утешать, поддерживать – значит совершать дела духовного милосердия, так же как прощать и проявлять терпение. Дела телесного милосердия состоят, в частности, в том, чтобы накормить голодных, приютить бездомных, одеть оборванных, посетить больных и заключенных, похоронить мертвых. Среди этих дел милостыня, подаваемая бедным, является одним из основных свидетельств братской любви.

Нужно учиться прощать. Нужно помнить всегда, что:

– оскорбления очищают наши души, хотя человек, оскорбляющий нас, совершает грех;

– если мы прощаем чужие оскорбления, Бог простит нам и наши обиды; мы уподобимся Ему, Который всегда прощает грешников.

– кто сознательно сдерживает в себе горечь или ненависть к оскорбившему его человеку, тот совершает грех, удаляющий от Бога.

Уважение к человеческой жизни

Пятая Заповедь запрещает прямое и умышленное убийство. Убийца и его сообщники совершают грех, вопиющий к небесам об отмщении (ср. Быт 4,10).

Запрет убивать невинного не противоречит праву защищаться или защищать общество от незаконного агрессора. Защищающий свою жизнь не виновен в убийстве, даже если он вынужден нанести агрессору смертельный удар. Законная защита может быть не только правом, но и серьезным долгом для того, кто несет ответственность за жизнь других, за общее благо семьи или государства.

Пятая Заповедь запрещает подвергать человека смертельному риску без достаточно веской на то причины, как и отказывать в помощи человеку, находящемуся в опасности.

Пятая Заповедь запрещает аборт. Аборт является добровольным убийством невинного человека. Современная генетика говорит, что никакие существенные изменения не происходят в процессе развитии человеческого существа с момента его зачатия.

Знаменитый французский генетик, 50 лет назад открывший причины синдрома Дауна, профессор Жером Лежен, заявил: «Начало жизни человеческого существа относится к моменту зачатия. С этого момента оно совершенно и уникально. Человек не был бы человеком, если бы не был зачат человеком. Он просто не принадлежал бы к нашему роду. Если закон настолько ложен, что решается утверждать, будто бы изначально человеческое существо таковым не является – то это вовсе не закон. Это можно назвать манипуляцией общественным мнением, капитуляцией парламента, результатом воздействия господствующей идеологии, но только не утверждением истины. Вы не обязаны признавать науку. Вы можете сказать: мы предпочитаем быть необразованными, мы отказываемся от новых открытий. Это позиция. Я бы сказал: это политически корректная позиция во многих странах. Но эта точка зрения враждебна науке, а наука не терпит обскурантизма”.[1]

Никакие обстоятельства, никакая цель, никакой в мире закон не в силах оправдать аборт. Кто производит аборт, тот отлучен от Церкви (ср. Кодекс Канонического Права, кан. 1323-1324). Необходимо уважать человеческую жизнь c момента зачатия и защищать ее без каких-либо компромиссов.

Пятая Заповедь запрещает эвтаназию. Эвтаназия есть действие или бездействие, вызывающее смерть c целью устранения боли. Эвтаназия есть убийство, чаще всего вызванное непониманием или отрицанием искупительного значения боли.

Не считается эвтаназией прекращение дорогостоящих, опасных, экстраординарных или несоразмерных ожидаемому результату медицинских процедур. Здесь нет намерения вызвать смерть, а только признание невозможности помешать ей.

Не считается эвтаназией использование обезболивающих средств для того, чтобы облегчить страдания умирающего, даже с риском сократить его жизнь.

Пятая Заповедь запрещает самоубийство. Мы только управители, а не хозяева жизни, которую Бог доверил нам. Впрочем, не надо терять надежду на спасение тех, кто покончил с собой. Бог может дать им возможность раскаяния. Церковь молится о тех, кто покончил с собой.

Смертная казнь. Гражданские власти имеют право наказывать преступников в соответствии с серьезностью совершенного преступления. Однако, нельзя лишить преступника жизни, кроме случаев абсолютной необходимости – таких, когда у общества нет других способов защиты.

Уважение к человеческой личности

Можно убить человека физически, но и можно убить его духовно. Пятая Заповедь запрещает соблазн. Соблазн – это поведение, побуждающее других делать зло. Вызывающий соблазн становится искусителем ближнего и совершает тяжкий грех, когда путем действия или бездействия он преднамеренно ведет другого человека к совершению серьезного проступка. Поводом к соблазнам может быть несправедливый комментарий (устный или письменный), безнравственная книга, журнал или зрелище, непристойная мода и т.п.

Греховность соблазна зависит от авторитета тех, кто вызывает его, и способностей тех, кто подвергается ему. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный женов на шею и потопили его во глубине морской (Мф 18,6).

Повинны в соблазне те, кто устанавливает законы или социальные структуры, ведущие к деградации нравов или к социальным условиям, которые вольно или невольно делают непосильным, практически невозможным христианское поведение, соответствующее Заповедям.

Пятая Заповедь запрещает нанести ущерб своему здоровью.

Человек должен благоразумно заботиться о своем физическом здоровье, поскольку здоровье – средство для служения Богу и душам. Христианство, однако, восстает против неоязыческой концепции, стремящейся распространять культ тела, всем ему жертвовать, превращать в кумиры физическое совершенство и спортивные успехи. Отбирая сильных и отметая слабых, такая концепция может привести к извращению человеческих отношений.

Добродетель самообладания помогает избегать злоупотребления едой, алкоголем, табаком и лекарствами. Употребление наркотиков, за исключением терапевтических показаний, это тяжкое прегрешение.

Исследования и эксперименты на людях не могут оправдать действия, сами по себе противоречащие достоинству человеческой личности. С человеком нельзя обращаться как с средством для продвижения науки.

Дар органов для пересадки – это акт милосердия, если он совершается свободно и бескорыстно, и не противоречит требованиям справедливости и любви (дар органов морально неприемлем, если он мешает донору исполнить свои обязанности по отношению к членам своей семьи или другим людям). Человек вправе даровать то, от чего он может отказаться без серьезного вреда для своей жизни или личности, если есть на то справедливая и соразмерная причина. Бескорыстный дар органов после смерти законен, если донор или его законные представители дали на то согласие. Этот дар сам по себе законный, становится беззаконным, если он нарушает права и раздражает чувства родителей и близких родственников, или других людей на основании частного или публичного права.

Преднамеренная стерилизация противна моральному закону, если она совершается вне контекста чисто терапевтических предписаний, т.е. тогда, когда стерилизация нужна для блага всего тела.

С телами усопших надо обращаться с почтением и любовью, в вере и надежде на воскресение тел. Церковь живо поддерживает благочестивую привычку погребения мертвых. Она позволяет кремацию с условием, что ее выбрали по причинам, не противоречащим христианскому учению.

Сохранение мира

Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф 5,8). Человек, знающий, что он сын Божий, только и сеет мир и радость вокруг себя.

Мир не может быть установлен на земле без уважения к достоинству людей и народов. Мир – это результат справедливости и плод любви.

Нации имеют право на законную самозащиту посредством военной силы. Но серьезность такого решения требует большой строгости при определении условий, оправдывающих такую самозащиту. Нужно:

– чтобы ущерб, наносимый агрессором нации или сообществу наций, был длительным, тяжелым и бесспорным;

– чтобы любые другие возможности положить ему конец оказались нереальными или неэффективными;

– чтобы налицо были серьезные возможности успеха;

– чтобы применение оружия не привело к большему злу и беспорядку, чем то зло, которое надо прекратить. Мощность современных средств разрушения играет большую роль при решении о том, налицо ли это последнее условие.

Таково учение о так называемой “справедливой войне”. Оценка условий моральной легитимности принадлежит разумному суждению тех, кто ответственен за общественное благо.



[1] Ж. Лежен, Хельсинки, 21 апреля 1991 г. Конференция, «Child-Family-State: Scientific Progress and Human Rights».