32. Четвертая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою

Резюме христианского учения
Opus Dei - 32. Четвертая заповедь

32. Четвертая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою

Три первых Заповедей учат любви к Богу. Семь остальных Заповедей учат любви к ближнему ради Бога.

Четвертая Заповедь касается отношений детей c их родителями. Она вообще касается отношений членов семьи между собой, а также обязанностей учеников по отношению к учителям, подчиненных по отношению к руководителям, граждан по отношению к родине и т.п. Эта Заповедь также указывает на обязанности родителей, учителей, руководителей и т.д. по отношению к их подчиненным.

Четвертая Заповедь прежде всего касается отношений между детьми и родителями. Сотворив мужчину и женщину, Бог установил человеческую семью и наделил ее основной структурой. Мужчина и женщина, соединенные в браке, образуют вместе с рожденными ими детьми одну семью. Христианская семья – это общение личностей, знак и образ общения Отца и Сына в Духе Святом.

Семья есть первичная ячейка общественной жизни. Авторитет, стабильность и жизненные связи в семье составляют фундамент свободы, безопасности и братства в обществе. Семейная жизнь – это введение в жизнь в обществе. Семья должна жить так, чтобы ее члены научились заботиться о младших и стариках, о больных, инвалидах и бедных.

Общество носит особую ответственность за поддержку и укрепление брака и семьи. Гражданская власть должна считать своим первостепенным долгом признание настоящей сущности брака и семьи, защиту общественной морали и содействие благополучию семейного очага.

Святое Семейство – это образ христианской семьи: образ любви и служения, образ послушания и авторитета в лоне семьи.

Дети должны уважать и почитать своих родителей, стараться доставлять им удовольствие и радость, молиться за них и щедро отзываться на их жертвенную любовь. Для хорошего христианина, четвертая Заповедь – сладчайшая Заповедь.

Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родительных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них; и что можешь ты воздать им, как они тебе? (Сир 7,27-28).

Почитание родителей проявляется в покорности и послушании. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем; ибо это благоугодно Господу (Кол 3,20). До тех пор, пока ребенок живет в родительском доме, он должен подчиняться любым требованиям родителей, мотивированным его благом или благом семьи. Послушание родителям прекращается с приобретением детьми самостоятельности, но обязанность уважать родителей не прекращается никогда.

Четвертая Заповедь напоминает детям, ставшим взрослыми, об их ответственности по отношению к родителям. Насколько это возможно, они должны оказывать родителям моральную и материальную поддержку в годы их старости, и во время болезни, одиночества или невзгод.

Если родители требуют от своих детей чего-то противного Закону Божию, дети обязаны исполнить волю Божию, а не волю родителей, ибо должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5,29). Отцовство Божие выше и совершеннее отцовства наших родителей: От Него именуется всякое отечество (Еф 3,15).

Родители должны принимать с благодарностью каждого ребенка, которого Бог посылает им. Дети – благословение Божие и проявление доверия Божия к родителям. Родители обязаны заботиться о материальных нуждах своих детей и об их христианском воспитании. Участие родителей в воспитании детей столь важно, что при его недостатке едва ли можно чем-либо его заменять. Право и долг воспитания – для родителей первостепенны и неотъемлемы.

Родители ответственны за создание очага, т.е. за создание в семье атмосферу любви, прощения, уважения, верности и служения. Очаг – место, угодное для обучения детей добродетелям. Своими словами и своим примером родители должны учить своих детей простому и искреннему благочестию; они должны передать им, целиком и неповрежденно, Католическое учение, и научить их бороться с щедростью, чтобы вести себя в соответствии с требованиями Закона Божия и личного призвания к святости. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6,4). Родителям нельзя отказываться от своей ответственности и оставлять воспитание своих детей в руках воспитательных учреждений, хотя они могут и должны рассчитывать на помощь тех, кому они доверяют.

Родители обязаны исправлять своих детей, ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец (Евр 12,7), но они должны всегда помнить совет Апостола: Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали (Кол 3,21).

Родители должны воспитывать своих детей с любовью и силой, требовательностью и терпением. Они должны стать «друзьями» своих детей, чтобы дети могли доверять им полностью.

Родители должны уважать и любить свободу своих детей. Он должны учить их использовать ее как можно лучше и с ответственностью.

Поскольку именно родители в первую очередь отвечают за воспитание своих детей, они имеют право выбирать для них школу, соответствующую их собственным убеждениям. Родительский долг состоит в том, чтобы, в пределах возможного, выбирать школы, которые лучше всего помогут им исполнять их обязанность христианских воспитателей. Власти должны гарантировать это право родителей и обеспечить конкретные условия его реализации.

При всей своей важности, семейные связи не абсолютны. Чем более растет дитя, приближаясь к человеческой и духовной независимости, тем более ясным становится его особое призвание, идущее от Бога. Родители должны отнестись с уважением к этому призванию и поощрять детей следовать ему. Необходимо убедиться в том, что основное призвание христианина – следовать за Христом: Кто любит Отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10,37). Божественное призвание сына или дочери к определенной апостольской миссии – это великий дар Божий родителям. Если родители не понимают этого, значит они провалились как христианские родители.

Христиане должны воспитывать в себе сыновнюю любовь к Церкви. Эта любовь должна проявиться по отношению к тем, кто руководит Церковью.

Верующие должны принимать с готовностью и христианским послушанием то, что решают Пастыри как представители Христа, учители и руководители в Церкви. Пусть не забывают они препоручать Богу в молитвах своих Предстоятелей, которые неусыпно пекутся о душах наших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая (ср. Евр 13,17).

Эта сыновняя любовь выражается прежде всего в верном и активном единении с Папой, видимой главой Церкви и Наместником Христа на земле, а также с Епископами, пребывающими в общении со Святым Престолом.

«Люби Папу, Заместителя Христа на земле, самой чистой любовью, самым искренним почтением, самым глубоким почитанием, самым преданным послушанием и самым благородным своим чувством. Для нас католиков, после Бога и нашей Матери, Пречистой Девы, первое место в иерархии любви и авторитета занимает Святой Отец».[1]

В Четвертой Заповеди заключается также обязанность почитать тех, кто получил от Бога власть в обществе ради нашего блага. Она касается обязанностей тех, кто осуществляет власть, и тех, кто подчиняется ей. Четвертая Заповедь предписывает: соблюдать справедливые законы и справедливые постановления гражданских властей (ср. 1 Петр 2,13); осуществлять свои гражданские права и исполнять свои гражданские обязанности; ответственно участвовать в социальной и политической жизни.

Определение политического строя и назначение правителей предоставляется свободной воле граждан. Нельзя поддерживать тех, чья политическая и социальная программа противоречит христианскому учению, а значит и общему благу, и истинному достоинству человека.

Совесть обязывает граждан не следовать предписаниям гражданских властей, если они противоречат нравственным законам, основополагающим правам человека и учению Евангелия. Отказ от повиновения гражданским властям, когда требования их противоречат совести, находит себе оправдание в различии между служением Богу и служением политическому обществу. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22,21). Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5,29).

Правители должны следить за тем, чтобы личные интересы не противопоставлялись общему благу. Политические власти обязаны уважать основополагающие права человека. Они обязаны гуманно служить делу справедливости, соблюдая права каждого – в частности, права семьи и неимущих.



[1] Св. Х. Эскрива, Кузница, 135.