25. Закон и совесть

Третья часть – о христианской морали, т.е. о жизни во Христе, поскольку христианская жизнь состоит в том, чтобы уподобиться Христу во всем.

Резюме христианского учения

III.

МОРАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ


В первой части мы рассмотрели содержание Апостольского Символа Веры, т.е. главные истины, открытые Богом человеку. Во второй части мы изложили учение о Таинствах – главных средствах, которыми Бог сообщает нам Свою благодать. Третья часть – о христианской морали, т.е. о жизни во Христе, поскольку христианская жизнь состоит в том, чтобы уподобиться Христу во всем – в своих помыслах, словах и действиях. Уподобление Христу возможно, ибо в наших сердцах обитает Святой Дух, Который соединяет нас со Христом и помогает нам жить Его жизнью, так что если мы не препятствуем его действию, но сотрудничаем с Ним, мы сможем говорить вместе с апостолом Павлом: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2,20).


1. ЗАКОН И СОВЕСТЬ

Свет разума позволяет человеку различать добро и зло и приказывает ему делать добро и избегать зла. Нравственный закон вписан Богом в самую природу человека.

Нравственный закон – универсальный закон, ибо он распространяется на всех людей, которые жили, живут или будут жить в этом мире. Нравственный закон – неизменяемый закон, ибо человеческая природа неизменяема (главное в человеке не меняется c проходом времени и развитием культуры). Нравственный закон – общеобязательный закон, ибо для того, чтобы приближаться к Богу, надо делать добро и избегать зла. Соблюдать моральный закон иногда трудно, но всегда возможно.

Любой человек может познавать разумом предписания морального закона. Однако, раненный первородным грехом и ослепленный своими личными грехами человек на практике часто заблуждается. «Совесть без Бога есть ужас, – пишет Ф. М. Достоевский, – она может заблудиться до самого безнравственного»[1]. Человеку нужно Откровение Божие, чтобы он мог познать моральные истины легко и безошибочно. “Бог начертал на скрижалях Закона то, чего люди не умели прочесть в своих сердцах”.[2]

Ветхий Закон, открытый Богом Моисею – первый этап Богооткровенного Закона. Его нравственные предписания резюмированы в Десяти Заповедях. Каждый из заповедей – выражение элементарного, базисного содержания естественного закона.

Новый Закон или Евангельский Закон доводит до совершенства Ветхий Закон. Он был открыт Христом и его содержание заключается преимущественно в Нагорной Проповеди: Вы слышали, что сказано древним: “не убивай...” А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф 5,21). Весь Евангельский Закон заключен в новой заповеди Иисуса – любить друг друга, как Он возлюбил нас (Ин 13,34).

Церковь, через свое Учительство, является подлинным толкователем естественного закона. Ее учительство распространяется не только на верующих, но и на всех людей, по приказу Христа: идите, научите все народы (Мф 28,19). Отсюда ответственность христиан в защите и преподавании естественного закона, ибо через веру и посредством Учительства Церкви они могут познать естественный закон легко и безошибочно.

Естественный закон создает необходимую базу для гражданского законодательства. Если гражданский закон чем-то противополагается естественному закону, то это уже не закон, а беззаконие.

Христос наделил Свою Церковь властью принимать законы для спасения душ. Большинство законов всемирного значения содержится в Кодексе Канонического Права (это Кодекс для католиков латинского обряда) и в Своде Канонов Восточных Церквей (это Кодекс для католических церквей восточного обряда).

Пять общих заповедей Святой Церкви таковы: 1) Участвовать в воскресной и праздничной Божественной Литургии (Святой Мессе); 2) Исповедоваться в грехах своих по крайней мере раз в год; 3) Причащаться по крайней мере раз в год, в Пасхальное время; 4) Соблюдать предписанные посты и периоды воздержания от мяса; 5) Заботиться об обеспечении материальных потребностей Церкви. Цель этих заповедей – помочь верующим определенно исполнять их христианские обязанности: освящать праздники, принимать таинства, каяться и обеспечивать Церковь необходимыми материальными средствами для исполнения ее миссии в мире.

Если естественный моральный закон подчеркивает всеобщие и объективные требования нравственного добра, то совесть применяет моральный закон к конкретным случаям.

Совесть есть суд разума, способствующий распознанию человеком нравственной ценности конкретного действия, которое он собирается совершить, совершает в данный момент или уже совершил, одобряя определенные поступки (хорошие) и осуждая другие (дурные).

Совесть есть «голос», извещающий о том, что хорошо и о том, что дурно, применяя естественный закон к определенным поступкам. Этот голос побуждает нас делать добро и осуждает (“угрызает”) нас, если мы поступаем дурно.

Человек обязан делать то, что совесть показывает ему как доброе здесь и сейчас. Но суждение совести не всегда правильно; из-за греха свет совести может постепенно затемняться и исчезать полностью. Отсюда вытекает другая обязанность – обязанность воспитывать свою совесть путем изучения нравственной науки c помощью Учительства Церкви, и путем упражнения в добродетелях, чтобы наша воля всегда устремлялась к добру. Воспитание совести – это труд всей жизни. Здесь нужно смирение, а также искренность с Богом и с самим собой.

Если совесть, пребывающая в состоянии непреодолимого неведения, выносит ошибочное суждение, то зло не может быть поставлено этому человеку в вину.

Если человек мало заботится о поиске добра и правды, и его совесть, привыкшая ко греху, мало-помалу почти заглушается, то он не только отвечает за грех, который он совершил, но и часто отягчает его.



[1] Ф. М. Достоевского, Записная книжка, 371

[2] Бл. Августин, Enarrationes in Psalmos, 57, 1